Внедрение в видеоаппаратуры компьютерных технологий, цифровых методов записи и обработки сигналов, а также твердотельных преобразователей изображений коренным образом изменило подходы к проектированию и эксплуатации видео- и телевизионных систем.
Появление видеокамер цифровых форматов DV (Digital Video), miniDV, microDV и DVD позволило записывать цифровые видеоизображения и осуществлять обмен видеоданными между цифровыми видеокамерами, компьютерами, цифровыми видеомагнитофонами формата DV. Обмен данными при этом происходит в соответствии со стандартом IEEE 1394 или FireWire (буквально: горящий провод). При этом видеокамера подключается к компьютеру с помощью кабеля FireWire, по которому передается одновременно видео- и аудиоинформация в цифровом виде, а также транслируются управляющие команды. Платы ввода-вывода, отвечающие стандарту FireWire, позволяют не только ввести в компьютер видеофильм в формате DV, но и преобразовать его в формат AVI (Audio-Video Interleaved Format) и после необходимой обработки записать на обычный бытовой видеомагнитофон в аналоговом виде1.
1 AVI (Audio-Video Interleaved Format) — это формат записи видеоинформации (аудио- и видеоданных) в среде Windows. В этом формате изображение и звук синхронизируются, что удобно при передаче информации.
При этом видеокамера полностью управляется с компьютера, а все операции по захвату и записи видео на жесткий диск компьютера не влекут за собой потери качества видеозаписи. Изображения в процессе перезаписи с видеокамеры в компьютер и обратно могут также оставаться в том же самом цифровом формате.
Как известно, динамичные видеоизображения высокого качества представляют собой поток видеоинформации. Для передачи таких видеосигналов требуется пропускная способность канала связи (скорость передачи данных) до десятков мегабайт в секунду. При вводе в компьютер и обработке такого большого объема информации потребуется высокая производительность процессора и большой объем памяти персонального компьютера. Современные цифровые технологии позволяют преобразовывать видеоизображения в цифровую форму и эффективно их сжимать (осуществлять компрессию) в 3-10 раз относительно исходного объема информации, с минимальными потерями качества.
Реальные пути построения новых цифровых видеосистем с высоким качеством формируемого изображения открывают международные стандарты ISO/IEC 11172,13818 (MPEG-1, MPEG-2 — Moving Picture Experts Group). Они предусматривают кодирование сигналов изображения, звукового сопровождения и дополнительной информации для передачи их по каналам связи.
Операции по кодированию и сжатию видеоинформации осуществляются в плате ввода-вывода изображения или плате видеомонтажа компьютера. Сжатие должно происходить очень быстро, поэтому такая плата ввода имеет свой специализированный процессор, выполняющий эту операцию с требуемой скоростью. То же можно сказать и о процессе вывода изображения. Широко используются два основных метода сжатия динамичных видеоизображений:
— MJPEG (Motion JPEG), практически являющийся переносом метода сжатия фотоизображений в формате JPEG на последовательность этих изображений;
— MPEG, применимый только для видеопоследовательности и основанный на значительном сходстве соседних кадров. Этот метод достаточно сложен, оборудование для его реализации довольно дорого, кроме того, сильно осложнено редактирование записанного таким образом видеоряда из-за необходимости декодировки (расшифровки) кадров. Платы MPEG используют в основном для ввода готовой видеоинформации с целью последующей записи на видеодиск и тиражирования. Этот же метод используется и цифровыми видеокамерами стандарта DV.
Для ввода и последующего вывода на видеоленту используется в основном метод MJPEG, позволяющий производить оцифровку видеосигнала с приемлемым качеством. Поэтому плата ввода-вывода должна уметь производить сжатие сигнала и его восстановление именно по алгоритму MJPEG.
Видеофильмы, снятые при проведении следственных действий, не должны подвергаться видеомонтажу, искажающему их ход и результаты. В то же время при использовании видеозаписи для иллюстрирования экспертных исследований в учебных и других целях возникает необходимость смонтировать отснятые видеофрагменты. При изготовлении видеофильма следует убрать «лишние» видеосюжеты, состыковать отдельные кусочки видеоматериала, выполнить между ними переходы, добавить спецэффекты и титры. Существует два вида видеомонтажа: линейный и нелинейный.
Линейный видеомонтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух (или нескольких) видеоисточников на видеоприемник (видеозаписывающее устройство) с попутным вырезанием ненужных и «склейкой» нужных видеосцен и добавлением различных эффектов.
Классическая схема линейного видеомонтажа состоит из двух видеомагнитофонов (Player-Recorder) и управляющего ими монтажного контроллера (рис. 244), который обеспечивает синхронизацию видео и звука, записываемых с разных источников.
Отбираемая пользователем «полезная» видеоинформация (фрагменты А и В) с исходной ленты (источника) на первом магнитофоне (Player) переписывается на результирующую ленту на втором магнитофоне (Recorder), в то время как неудачная или избыточная информация остается на источнике. Получаемая в результате новая запись становится так называемой «Мастер-кассетой». При этом для точного позиционирования всех выделяемых видеофрагментов монтажный контроллер использует специальную числовую информацию (тайм-код), записанную на ленту одновременно (параллельно) с видео (каждый кадр обладает своим уникальным номером).
Недостатками линейного видеомонтажа являются потеря качества (исключение составляют, пожалуй, лишь профессиональные форматы представления видеосигнала, например, Betacam SP), высокая трудоемкость (связанная с необходимостью постоянной перемотки ленты) и большое количество видеоаппаратуры.
Технология видеомонтажа и редактирования «внутри» компьютера получила название нелинейного монтажа.Она позволяет операторам прямое обращение к необходимым кадрам-фрагментам видео, записанным на жесткий диск компьютера, т. е. избегать утомительного процесса постоянной (линейной) перемотки ленты вперед-назад при просмотре и поиске этих фрагментов.
Нелинейный видеомонтаж осуществляется на базе специализированных компьютерных комплексов. Они состоят: из видеоисточника (например, видеокамеры), специального компьютера с системой нелинейного видеомонтажа и программным обеспечением, видеомагнитофона для записи готового видеофильма. Черновые видеоматериалы сначала заносятся в память компьютера, а затем производятся монтажные процедуры посредством специальных компьютерных программ, например Adobe Premiere.
Следует отметить, что оцифрованные фрагменты видео перед записью на диск подвергаются компрессии (как правило, MJPEG) в 3-10 раз, что неизбежно приводит к определенной потере качества (тем меньшей, чем меньше степень компрессии).
Существенными преимуществами цифрового нелинейного монтажа являются сохранение исходного уровня качества копируемых на диск фрагментов (вне зависимости от числа копий), компактность аппаратуры. Нелинейная видеостудия фактически представляет собой персональный компьютер, оснащенный системой нелинейного видеомонтажа и соответствующим программным обеспечением. При этом отпадает необходимость в монтажном и микшерном видеопульте (оборудование для видеомонтажа и создания спецэффектов), линейки из двух и более видеомагнитофонов, титроваль-ном генераторе и т. д. Для записи готового смонтированного видеоматериала фактически необходим лишь один видеомагнитофон соответствующего формата. Спектр приемов, эффектов обработки и монтажа видеоматериала определяется лишь возможностями используемого компьютера и программного обеспечения и может оперативно изменяться и наращиваться. При оснащении соответствующим оборудованием и программным обеспечением эту систему можно превратить в профессиональную цифровую ау-диостудию для озвучивания изготавливаемых видеороликов и монтажа фонограмм.
К числу преимуществ нелинейного монтажа также относятся:
— отсутствие выпадений из-за дефектов ленты;
— «мгновенный» доступ к любому фрагменту;
— более широкие возможности контроля процесса монтажа;
— автоматическая синхронизация видеоизображения и звукового сопровождения;
— более высокое качество конечной продукции;
— возможность использования новых технических решений по созданию новых визуальных эффектов, обусловленных именно цифровыми возможностями манипулирования с видеоизображением (например, трехмерная анимация, виртуальная студия), которые можно использовать, например, при моделировании различных ситуаций, процессов следообразования, реконструкции обстоятельств ДТП и т. п.
Следует отметить, что применяемые в настоящее время системы нелинейного монтажа обеспечивают программируемый оперативный доступ к фрагментам сюжетов на дисковом носителе, электронные способы формирования заставок, графических изображений и видеоэффектов. Эти современные технологии уже используются и в работе правоохранительных органов для решения различных задач, возникающих в ходе раскрытия и расследования преступлений.