Первые впечатления
Все коллеги, повидавшие самое разнообразное оборудование, увидев камеру Sony DCR-IP5E, выражали явное удивление. Камера не просто мала — она мала настолько, что большинство принимало ее за один из столь широко расплодившихся полуигрушечных цифровых фотоаппаратов.
Размер камеры — 47103 x 80 мм, масса без кассеты и батареи 310 г, так что IP5 бьет предыдущий рекорд JVC GR-DVP3 (ее размеры — 43115 x 80 мм, масса — 340 г). По сравнению с DVP3, IP5 ниже, но шире за счет того, что батарея у нее расположилась «справа по ходу съемки» и чуть выступает из корпуса (у DVP3 батарея расположена под ЖК-экраном «слева»).
В февральском разговоре о DVP3 отмечалось, что видеокамера подобного размера и веса переходит в совершенно новый сектор — «видеомыльниц»; это с равным успехом относится и к IP5. Такую крошку просто не хочется оставлять дома, так что я почти постоянно носил ее с собой. Емкость идущей в комплекте батареи NP-FF50 для этого вполне достаточна: при использовании видоискателя ее хватает на 80 мин, при использовании ЖК-экрана — на 65 мин. «Рыцари дорог» могут приобрести батарею NP-FF70, увеличивающую время съемок в два с лишним раза.
При режиме «постоянного ношения» камеры ее владелец может столкнуться с небольшой проблемой. В отличие от DVP3, у которой оптика камеры закрывается сдвижной крышкой-шторкой, объектив IP5 снабжен самой обычной подпружиненной крышкой, которая в кармане, дипломате или дамской сумочке под действием других «постоянно носимых» предметов вполне может отскочить. Так что имеет смысл поискать защитный нейтральный или ультрафиолетовый фильтр (сама компания Sony предлагает для этой камеры только поляризационный фильтр).
В отличие от DVP3, которую при съемке приходится держать «пальцами», работа с IP5 более походит на работу с камерами Digital8 с их «хватом ладонью». Лично мне «хват ладонью» представляется более удобным, и я отдаю предпочтение камерам дизайна «труба» и недолюбливаю камеры дизайна «кирпич» (пока из «кирпичных» камер с точки зрения эргономики мне понравилась только одна — Canon MV3i). Правда, я знаю и поклонников прямо противоположного подхода…
Как и в случае с DVP3, требования компактности сыграли злую шутку с разработчиками IP5. Столь маленькие размеры просто не позволили выделить под все необходимые функции отдельные органы управления. В результате на корпусе остался совсем уж спартанский набор из переключателя режимов камеры (OFF/CAMERA/VCR), расположенного под большим пальцем, кнопки START/STOP, движка трансфокатора и кнопки фотосъемки, размещенных под указательным пальцем, а также джойстика навигации по меню, находящегося слева за ЖК-экраном. Правда, есть еще пара служебных кнопок, но проблемы это не решает — все равно для любой мало-мальски сложной операции приходится лезть в меню. Особенно раздражает то, что даже такие часто требуемые функции, как ручная фокусировка и настройка баланса белого, оказываются глубоко запрятанными. Вызывает некоторое сомнение и сама идея отказа от навигационного колесика (впервые примененного все той же Sony) в пользу джойстика, размещенного слева и исключающего поэтому всякую возможность управления камерой одной рукой.
Оговорюсь еще раз — эти недостатки IP5 обусловлены скорее не инженерными просчетами, а самой компактностью камеры. И если пользоваться камерой по принципу «навел и снимай» и забыть о «продвинутых» функциях камеры (как это и делает большинство владельцев аппаратов такого класса), то решения дизайнеров покажутся вполне оправданными.
Догадку о том, что камера создавалась именно как устройство типа «навел и снимай», подтверждает и набор дополнительного оборудования, которое можно подключить к IP5 — точнее, отсутствие такового. Напомним, что для всех камер Sony (кроме самых простых) характерен специальный «горячий башмачок» Intelligent Shoe, позволяющий закреплять на камерах безо всяких соединительных проводов самый широкий спектр дополнительного оборудования. Так вот, IP5 вообще лишена всякого «башмачка». Более того, к камере нельзя подключить и обычный микрофон, и даже о контрольных наушниках придется забыть. Хоть резьбу под штатив оставили — и то хорошо…
Что у нее внутри
Посмотрим теперь на технические характеристики IP-5.
Объектив Carl Zeiss Vario Sonnar имеет переменное фокусное расстояние от 2,3 до 23 мм (что в пересчете на обычные 35-мм фотокамеры соответствует 44-440 мм), при этом объектив является довольно светлым (диафрагма 1,7-2,3). Как говорится в материалах Sony, «объектив разработан совместно Carl Zeiss в Германии и Sony Corporation … и обеспечивает качество оптики Carl Zeiss». Посадочный диаметр фильтра равен 30 мм, бленда не предусмотрена.
Кроме 10X оптического «зума» имеется 120X цифровой, есть и отключаемая система электронной стабилизации SteadyShot.
В отличие от большинства других камер Sony, IP5 лишена системы NightShot, предназначенной для съемки в темноте. Минимальная освещенность, при которой IP5 еще что-то различает, составляет 7 лк.
ПЗС-матрица камеры имеет тип 1/6 (размер 3 мм) и разрешение 800 тыс. элементов изображения (активны 400 тыс.). Вероятно, матрица такая же, как в Digital8-камерах DCR-TRV240E и DCR-TRV340E.
IP5 снабжена цветным 2,5-дюйм ЖК-экраном с 211 тыс. элементов изображения (напомним, у экранов камер Digital8 было всего 123 тыс. элементов при том же размере). Этот экран вообще заслуживает отдельного рассказа. Насколько нам известно, в IP5 Sony впервые применила гибридный ЖК-экран, способный работать и без задней подсветки. Конечно, отключать подсветку имеет смысл только при достаточно ярком внешнем освещении, да и тогда качество картинки оставляет желать лучшего, но чего не сделаешь ради увеличения времени работы! Похоже, что на ярком свете гибридный ЖК-экран «слепнет» сильнее обычных. Видоискатель IP5 также цветной и дает 180 тыс. элементов изображения.
IP5 лишена некоторых продвинутых возможностей, в частности гнезда Memory Stick, интерфейса USB и возможности работы в режиме Web-камеры.
IP5 имеет массу возможностей по редактированию видео, но для нас, поклонников компьютерного видеомонтажа, все это не столь интересно.
Для подключения к аналоговым видеоустройствам IP5 снабжена полным набором двунаправленных интерфейсов: Composite Video (RCA), S-Video (Mini-DIN), Audio (RCA), подключаемых при помощи специального кабеля-«гидры». И, как у всякой порядочной цифровой видеокамеры, имеется разъем шины IEEE 1394 (FireWire или i.LINK).
Наконец, камера комплектуется удобным инфракрасным пультом управления, позволяющим выполнить хоть некоторые операции без обращения к меню камеры.
О формате MICROMV
Наверное, не стоило затевать эту статью, не являйся IP5 первым представителем новых камер формата MICROMV.
Компания Sony не так давно уже вводила новый цифровой формат (речь идет о Digital8), но тогда цель была совершенно другой — упростить переход пользователей с «аналога» на «цифру». В Digital8 использовалась кассета формата Hi8 и сохранялась обратная совместимость с аналоговыми Video8 и Hi8 при качестве изображения и звука, практически не уступающем MiniDV. И уж по одному параметру Digital8 явно выигрывает — камеры и кассеты этого формата стоят в 2-3 раза дешевле!
В отличие от Digital8 формат MICROMV направлен в будущее и, по мнению Sony, способен совершить настоящую революцию в мире видео.
Основным преимуществом формата MICROMV является его гораздо большая компактность. Причем эта компактность настолько всеобъемлюща, что для ее достижения разработчикам пришлось предпринять массу ухищрений и отступлений от сложившихся традиций.
Кассета MICROMV
Самый явный знак новой глобальной компактности — кассета. Размер этой крошки всего 4630,2 x 8,5 мм, так что занимаемый ею объем составляет около 30% объема кассеты MiniDV.
Была разработана и совершенно новая пленка. Изменился не только ее размер (ширина 3,8 мм, толщина 5,3 мк), но и материалы подложки, магнитного слоя, защитного и антифрикционного покрытий.
Наконец, кассеты MICROMV в обязательном порядке имеют встроенную микросхему памяти объемом 64 кбит, используемую для размещения информации о самой кассете и о расположенных на ней фрагментах. Формат MiniDV также допускает наличие такой встроенной памяти, однако небольшой объем и необязательность присутствия резко снижают практическую ее ценность. Особенностью встроенной памяти в кассете MICROMV является бесконтактный метод доступа, что позволяет навсегда забыть об окислении и загрязнении контактов.
Пока доступен только один вид кассеты — объемом 60 мин. Цена такой кассеты в Москве составляет около 20 долл., что в 2-2,5 раза больше цены аналогичной по объему кассеты MiniDV.
Технология записи и воспроизведения
Уменьшая размер кассеты, мы будем вынуждены мириться либо с сокращением времени записи, либо с ухудшением качества изображения и звука. Если же обе альтернативы неприемлемы, нам придется достичь более высокой плотности хранения данных. Именно так поступили в Sony.
Было решено сохранить хорошо зарекомендовавший себя принцип записи информации, когда быстровращающийся наклонный барабан с головками сканирует расположенные «лесенкой» треки с информацией. Однако по сравнению с форматом MiniDV шаг таких треков было уменьшен вдвое, а линейная плотность записи вдоль трека увеличена на 2/3. Таким образом, плотность записи данных в пересчете на единицу площади увеличилась более чем втрое!
Традиционные вращающиеся головки оказались непригодными для лент со столь высокой плотностью записи, так что пришлось полностью переделать и этот важнейший элемент лентопротяжки. Прежде всего, было использовано двойное сканирование данных, когда каждый элемент записи сканируется дважды с небольшим сдвигом. В результате компенсируются отклонения трека от его должного положения и увеличивается вероятность верного считывания данных (все данные на ленте MICROMV хранятся в кодах, корректирующих ошибки).
Высокая плотность записи вдоль трека потребовала перехода на технологию магниторезистивных головок, давно и с успехом применяемую при производстве жестких дисков. Правда, пришлось увеличить количество головок во вращающемся барабане с традиционных двух до четырех, поскольку магниторезистивные головки способны лишь читать данные, а запись ведется теперь второй, обычной парой головок.
Компрессия данных
Но и этих ухищрений оказалось недостаточно. Так что пришлось усовершенствовать алгоритмы компрессии видео- и аудиоданных.
Напомним, что в формате DV для сжатия видеоданных используется довольно простой алгоритм внутрикадровой компрессии, не учитывающий схожести соседних кадров. Такой подход хорош для видеомонтажа, но слишком расточителен для хранения данных.
Хорошо известно и другое семейство алгоритмов — с межкадровой компрессией (примерами являются MPEG1, MPEG2 и MPEG4), — учитывающих схожесть соседних кадров и выбрасывающих всю повторяющуюся информацию. В этом случае в начале сцены порождается базовый кадр, а для нескольких последующих кадров сцены кодируются лишь изменения.
В формате MICROMV используется несколько упрощенная разновидность формата MPEG2 с фиксированной длиной последовательности «похожих» кадров (для PAL ее длина равна 12 кадрам, для NTSC — 15 кадрам). В результате поток данных MICROMV оказывается в два с лишним раза меньше потока данных DV (12 против 25 Мбит/с) при примерно таких же характеристиках сигнала.
Конечно, при последовательной реализации алгоритмов MPEG2 можно было бы получить чуть меньший поток и чуть лучшее качество, но, похоже, реализация полного алгоритма оказалась слишком сложной. Возможно, Sony отказалась от традиционного MPEG2 и по другой причине — при работе с традиционным MPEG2 равные по времени эпизоды могут занимать существенно различные объемы данных, так что поиск нужного кадра оказывается затруднительным.
Камера формата MICROMV обменивается с другими цифровыми устройствами не ставшим уже привычным потоком DV, а почти ни с чем не совместимым (пока?) потоком MPEG2 Transport Stream (MPEG2 TS). Так что камеры MICROMV могут подключаться к большинству других устройств лишь по аналоговым интерфейсам. Исключениями являются только другие устройства формата MICROMV и компьютеры с IEEE 1394 — да и то при наличии специальных программ.
MICROMV и компьютер
Итак, заранее приготовившись к проблемам (ведь новый формат все-таки!) и запасшись изрядной долей терпения, пробуем подключить IP5 к компьютеру.
По нашей давней традиции таким компьютером должен был бы стать Мак. Но, увы, Sony почему-то не подготовила для Маков ПО, умеющее обслуживать ее новую камеру, а третьи фирмы и независимые разработчики не спешат забегать «вперед паровоза», присматриваясь к формату и не видя пока реальной отдачи от подобной работы. Так что (по крайней мере, по нашим данным, подтвержденным в московском представительстве Sony) Маки на сегодня несовместимы с камерами формата MICROMV.
Для работы же с MICROMV под Windows в комплекте с камерой поставляется CD-ROM с драйверами, QuickTime 5 и программой MovieShaker ver. 3.1 for MICROMV. Требования к компьютеру достаточно скромны — минимум Pentium III/600 (рекомендуется не менее Pentium III/800), 128 (а лучше 256) Мбайт памяти, достаточно быстрый жесткий диск и любая из относительно новых ОС (Windows ME, Windows 2000 или Windows XP).
После установки этого программного обеспечения камера успешно распознается. Все попытки заставить какую-нибудь другую монтажную программу «увидеть» камеру оказались неудачными. Единственное, чего иногда удавалось добиться, — это признание от программы, что на том конце «огненного провода» что-то есть…
Вообще метод, при помощи которого идет работа с камерой, показался нам довольно интересным. Сами драйверы камеры выполняют самую минимальную работу, обеспечивая лишь распознавание устройства и передачу потока данных между камерой и подсистемой QuickTime, выполняющей основную работу по обработке данных. Для обеспечения этого Sony создала кодек MPEG2 TS, оформленный в виде подключаемого модуля QuickTime (напомним, кодеки QuickTime используют свой собственный API и поэтому несовместимы с кодеками мультимедийной подсистемы Windows). Программа MovieShaker инициализирует подсистему QuickTime и лишь «дергает» нужные вызовы API QuickTime. Кстати, это означает, что воспроизводить записанные видеоролики формата MPEG2 TS можно только при помощи QuickTime Player либо программы, понимающей API QuickTime (благо таких программ довольно много, включая вполне профессиональные). К сожалению, у нас не оказалось под рукой ни одной видеомонтажки, базирующейся на API QuickTime — есть вероятность, что она бы смогла непосредственно работать с IP5.
Таким образом, налицо имеется попытка воспользоваться многоплатформностью QuickTime и обеспечить малой кровью возможность работы с MICROMV как минимум на Wintel и Маках. Тем более непонятна текущая ситуация с нынешней полной несовместимостью MICROMV и Маков…
Перейдем теперь к обсуждению программы MovieShaker.
Первой ассоциацией, пришедшей мне в голову после запуска программы, были слова из старого телевизионного репортажа: «И вот Изделие отрывается от стартового стола и медленно уходит в небо…». Почти все элементы интерфейса MovieShaker выполнены в серо-зеленой гамме, почему-то напоминающей защитную раскраску военной техники.
Оказалось, что MovieShaker — очень приличная и довольная прозрачная в использовании программа, которая неплохо справляется со всеми своими несложными обязанностями и при этом не слишком раздражает «глобальностью подхода».
Окно MovieShaker поделено на четыре области. Левая область всегда показывает включенные в проект материалы (видеоролики, аудиотреки, картинки), нижняя — содержит представление монтируемого фильма либо в виде раскадровки (Storyboard), либо в виде тайм-линии (Timeline), при этом тайм-линия содержит три трека — видео, аудио и комментариев.
Содержимое центральной области меняется в зависимости от текущего режима. Таких режимов три: захват видео с камеры, монтаж и «Shaking».
В процессе захвата видео можно заставить камеру создать линейку пиктограмм, связанных с началом каждого записанного на кассете эпизода (эта линейка располагается в правой области окна программы). Камера извлекает данные о длительности эпизодов из встроенной в кассету памяти и для каждого из них проматывает кассету до начала эпизода и считывает его первый кадр. Эта процедура позволяет лучше ориентироваться в отснятых материалах, хотя некоторые предпочтут и более привычные процедуры передачи материалов в компьютер, — например, путем расстановки точек начала и конца нужных фрагментов.
Основной режим программы связан с редактированием данных. В этом режиме можно импортировать в проект дополнительные материалы, помещать их на тайм-линию или раскадровку, отрезать ненужные фрагменты материалов, менять скорость воспроизведения фрагментов и громкость звука в них. Кроме того, можно задавать некоторые переходы между фрагментами и различные визуальные эффекты (правда, их набор больше подходит для монтажа записи детского утренника). Допускается также размещение титров нескольких типов. Возможности MovieMaker по изменению параметров эффектов, переходов и титров довольно бедны, хотя для простого проекта вполне достаточны.
Наверное, самым большим недостатком является отсутствие режима типа PasteOver, позволяющего разместить видеоряд одного из фрагментов поверх звукового ряда другого фрагмента.
Пожалуй, единственный «прибамбас» программы связан с режимом работы «Shaker», автоматически монтирующего из отобранных вами материалов фильм. Вы выбираете один из предопределенных стилей фильма, после чего материалы проекта случайным образом нарезаются на ломтики и перемешиваются, а затем под них подкладывается соответствующая стилю мелодия. В результате можно получить и зажигательный клип в стиле MTV, и задумчивую психоделическую зарисовку, и почти официальный отчет о прошедшем событии. Конечно, сколько-нибудь серьезной работы при помощи этого игрушечного Шейкера не сделаешь, но иногда некоторые из полученных результатов завораживают (как, впрочем, и почти любой случайный процесс…).
Полученный фильм надо преобразовать в понятный для внешнего мира вид. MovieShaker позволяет записать фильм обратно на кассету MICROMV либо экспортировать в файл. В последнем случае предлагается выбор из следующих форматов: DV-AVI (720 x 576, 25 кадр/с), MICROMV (720 x 576, 25 кадр/с), MPEG1 (320 x 240, 30 кадр/с), QuickTime Movie (320 x 240, 30 кадр/с), RealVideo (160 x 120, 15 кадр/с), QuickTime Movie (160 x 120, 15 кадр/с), MPEG1 (160 x 112, 10 кадр/с).
Мне так и не удалось заставить работать камеру в «сквозном» режиме, когда аналоговый сигнал напрямую перегоняется в компьютер или же сигнал из компьютера сразу подается на аналоговые выходы камеры. Так что при работе с аналоговым сигналом вам придется в качестве промежуточного этапа записывать материалы на кассету.
Теперь позволим себе некоторые рассуждения по поводу качества получаемых при помощи камеры MICROMV материалов. С технической точки зрения и MICROMV, и MiniDV и Digital8 должны давать видео примерно одного качества (скорее, это будет зависеть от оптики камеры), а вот качество звука у MICROMV должно быть чуть хуже (хотя эту разницу, вероятнее всего, можно было бы заметить только при использовании высококлассных выносных микрофонов). Но различные алгоритмы компрессии сигнала должны давать артефакты несколько разного типа, которые интересно было бы сравнить.
Мы провели съемки одних и тех же сюжетов камерами DCR-IP5E и DCR-TRV340E (напомним, что ПЗС-матрицы у них практически одинаковы) и сравнили полученные изображения.
Результаты почти полностью подтвердили ожидания.
При съемке статических сцен MICROMV слегка выходила вперед. У камеры Digital8 изредка проявлялись «ступеньки» на границах контрастных объектов, на сценах со сложной текстурой появлялось характерное для DV мельтешение цветов, на объектах с плавными цветовыми переходами порой возникали размытые цветовые пятна или нечто похожее на тепловой шум. У камеры MICROMV же эти проблемы были выражены слабее.
Но вот при съемке движущихся объектов, быстром панорамировании или изменении масштаба MICROMV теряла на короткие моменты четкость, как будто система автофокуса не справлялась со своей работой. Иногда при этом появлялось и какое-то мельтешение. Подчеркнем, что в целом обе камеры справились с работой очень неплохо и все эти эффекты приходилось специально «ловить», просматривая по нескольку раз одни и те же ролики.
Отметим также, что IP5 хуже, чем TRV340, переносит работу в условиях очень яркого или слабого освещения и не столь корректно, на наш взгляд, автоматически выставляет экспозицию. Кроме того, микрофон IP5 оказался более чувствителен к ветру и, благодаря своей всенаправленности, собирал все шумы в округе.
И еще об одной особенности IP5, вызвавшей негативные эмоции. После окончания съемок каждого сюжета камера как бы «замораживает» изображение, записывая на пленку короткий стоп-кадр. При передаче видео в компьютер эти «бонусы» автоматически отрезаются, а вот при просмотре видео прямо с камеры или его передаче на аналоговые устройства сильно раздражают. По-видимому, эта особенность связана либо с применяемой межкадровой компрессией (камера вынуждена «дописывать» уже начатую группу кадров), либо с несовершенством лентопротяжки (оставляющей «зазоры» на случай неточного позиционирования пленки).
Возможны варианты…
В Россию из камер формата MICROMV официально поставляется только IP5E. Однако на прилавках можно встретить и ее старшую сестру, DCR-IP7E. Остановимся коротко на отличиях этой камеры от IP5.
В IP7 можно установить карточку Memory Stick и использовать ее для записи отдельных кадров или видео. Кадры имеют разрешение 640 x 480 точек, возможны два режима FINE и STANDARD с размерами файлов около 100 и 60 Кбайт соответственно. Видео сохраняется в формате MPEG1, возможен выбор одного из режимов: SUPER FINE (разрешение 352 x 240, 30 кадр/с, поток 1200 кбит/с, максимальная длительность ролика 45 с), FINE (352 x 240, 30 кадр/с, 750 кбит/с, 1 мин 10 с), STANDARD (144 x 96, 10 кадр/с, 400 кбит/с, 2 мин 20 с) и LIGHTMODE (144 x 96, 10 кадр/с, 200 кбит/с, 4 мин 40 с).
Для обеспечения передачи данных с Memory Stick в компьютер у IP7 присутствует интерфейс USB.
Наконец, IP7 имеет встроенный интерфейс Bluetooth. С его помощью вы, находясь в зоне действия сети Bluetooth, сможете прямо на экране камеры просматривать Web-страницы, а также читать и отправлять сообщения по электронной почте. В последнем случае вы можете прикреплять к сообщению хранящиеся в Memory Stick фотографии и видеоролики, при этом объем сообщения не может превышать 3 Мбайт.
Стоит IP7 примерно на 300 долл. дороже IP5.
Уже в середине лета появится еще один представитель камер семейства MICROMV, DCR-IP45E. В этой камере будет реализован совершенно новый подход к дизайну корпуса, в котором батарейный отсек будет откидываться вниз, образуя рукоятку; в результате IP45 будет напоминать 16-мм любительские кинокамеры 1980-х гг.
«Начинка» камеры IP45 также будет сильно отличаться от внутренностей IP5 и IP7. Прежде всего появится мегапиксельная ПЗС-матрица (так что разрешения при работе в режиме фото возрастет до 1152 x 864 точек) и прогрессивная развертка; добавится возможность работы в полутьме и даже полной темноте (Colour Slow Shutter и Super NightShot); улучшится система электронной стабилизации (Super SteadyShot); появится встроенная лампа и так недостающее IP5 кольцо ручной фокусировки объектива. IP45 можно будет использовать и в режиме Web-камеры. И наконец, IP45 будет снабжена чувствительным к прикосновениям ЖК-экраном, так что путешествия по меню станут менее утомительными.
Кроме того, на европейском рынке примерно тогда же появится еще одна камера, DCR-IP55E, которая будет отличаться от DCR-IP45E наличием поддержки Bluetooth. «Серые» продавцы, вероятно, не замедлят привести в Россию и эту камеру.
Формат MICROMV имеет хорошие шансы стать промышленным стандартом, если, конечно, компания Sony не ошибется с выбором стратегии и звезды окажутся к нему благосклонны.
У нас сложилось ощущение, что существующие сегодня камеры MICROMV — не более чем некий испытательный стенд, предназначенный для обкатки технологии и оценки реакции рынка. Именно этим можно объяснить довольно большое число высказанных нами замечаний. Более того, само позиционирование этих камер по отношению в Digital8 и MiniDV пока неясно (хотя, скорее всего, камеры MICROMV займут верхний ценовой эшелон). Но уже с выходом IP45 ситуация должна проясниться.