Цифровое архивирование телерадиопрограмм: задачи и перспективы

Цифровое архивирование телерадиопрограмм: задачи и перспективы

 

Развитие медиаиндустрии подошло к такому этапу, когда создание и обслуживание цифровых архивов телерадиокомпаний требуют решения назревших в этой области проблем. Их обсуждение ведущими специалистами отрасли прошло на состоявшемся в декабре минувшего года заседании круглого стола, которое проводило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ совместно с редакцией журнала «Broadcasting. Телевидение и радиовещание». Оживленная дискуссия развернулась по выбору оптимального носителя архивных материалов, технологии хранения, составлению описательной части архива, унификации метаданных, выработке единой системы для организации обмена материалами, эффективного управления архивами.


Цифровые архивы — это неизбежность

Внедрение новых методов распространения программ и вещания (DVB-S, -Т, -Н) повлечет за собой увеличение числа вещателей. Телевизионное производство перейдет на индустриальную (конвейерную) форму, основой которой будет рынок сюжетов (контента). Ожидается появление новых технологий, связанных с автоматизированным формированием вещательной сетки канала.

Данный виток развития телевидения будет возможен только при наличии рынка телевизионных сюжетов, сформированного на основе:

  • информации о контенте в архивах крупных производителей программ, вещателей, Гостелерадиофонде и др.;
  • централизированной системы хранения программ и сюжетов небольших телекомпаний и «свободных» творцов, не имеющих средств для хранения и распространения производимого ими продукта.

Централизованным связующим звеном между производством и вещанием становятся архивы. Создание цифровых архивов так же неизбежно, как и внедрение безленточных технологий производства. Мощнейшим стимулом создания цифровых архивов является повсеместное использование нелинейных монтажных систем и автоматизированных систем вещания.

Архивы подразделяются на две основные категории: архивы длительного хранения и оперативные архивы. Основные отличия между ними связаны с объемом хранимой информации, числом обращений и активностью использования материалов в производстве. Общие черты хранилищ — наличие описания материала по принятой в компании схеме метаданных и обязательное существование в нем просмотровых копий с покадровым разрешением для обеспечения чернового монтажа и формирования EDL.

Архив длительного хранения могут позволить себе иметь достаточно крупные компании. Каталог архива, как правило, доступен из публичных статей.

Если говорить о системах хранения, то нужно учитывать, что развитие новых систем хранения приводит к тому, что любая система, закупленная сегодня, через 3-5 лет морально устаревает. Поэтому предпочтение отдается файловому формату хранения, позволяющему в автоматическом режиме переносить его с одного вида носителя на другой.

Среди имеющихся носителей для архивов длительного хранения первое место по соотношению цена/качество по-прежнему занимают цифровые ленты (LTO и т. п.). Основная особенность данных систем — бесконтактное считывание информации, снижающее износ носителя.

Для архивов длительного хранения главным является не время доступа к материалу, а скорость переноса материала в среду производства. Хранилища на оптических дисках при качестве хранящегося материала, например, 50 Мбит/с не в состоянии обеспечить перенос материала со скоростью, превышающей realtime. Ленточные (при затратах в 1-3 минуты на поиск материала) дают в 4 раза экономии времени по переносу материала в среду производства.

Касаясь проблемы описания материалов, нужно заметить, что содержать штат квалифицированных архивистов, специализирующихся только на этом, достаточно затратно. Кроме того, один и тот же материал, описанный разными людьми и помещенный в одну базу под разными индексами, не по всем критериям поиска будет одновременно найден поисковой системой.

Основной не решенной пока проблемой является создание единой схемы описания метаданных и наличие доверия производителей продукции.

Возвращаясь к рынку сюжетов, предлагается следующая схема его формирования:

  1. Крупные компании (ГТРФ, ТТЦ, ВГТРК, ТВЦ и т.п.) содержат собственные структуры и работают по своим схемам описания материала, представляя в систему метаданные о материалах.
  2. Небольшие компании и «свободные художники» пользуются услугами нескольких специализированных фирм, занимающихся описанием и хранением контента в высоком разрешении с обязательным внедрением меток.

 

Схема работы предлагаемой системы -получение метаданных с материалом просмотрового качества от производителя или держателя контента, автоматическая конвертация метаданных в приемлемый для публикации в сети формат и потом продажа собственного материалов через держателя контента. Эти системы могут жить как за счет получения комиссионных, так и на основе абонентской платы потребителей, которые будут пользоваться поисковой системой.

В завершение хочется еще сказать о том, что для отрасли необходима разработка национального стандарта, определяющего состав метаданных, используемых при обмене и продаже контента.

ОАО ВНИИТР
Сергей Максимов


Выбор носителя — предмет государственной политики

Наступление эпохи цифровых архивов уже неизбежно, как ежедневный восход солнца. Между тем создание систем цифрового архивирования в очень большой степени сдерживается отсутствием удобного и компактного надежного носителя. Сегодня, когда современный процесс производства контента переносится в монтажные системы, встает вопрос уязвимости носителей, поэтому проблема сохранности созданного дорогостоящего архива телекомпаний становится главной.

В стандарте «Архивные службы США», который недавно приняли американцы, оговаривается срок, в течение которого должна храниться информация на носителях, — 50 лет. Если не ориентироваться на этот срок хранения, то нужно все время поддерживать и перезаписывать информацию с ленты на ленту, но тогда слишком большими становятся издержки хранения.

Сегодня настоящая «война» развернулась в области оптических носителей. Я представляю одну из воюющих сторон — компанию, которая является разработчиком новой технологии оптических дисков в противовес другой — «Концорцум Блю Рей», которая использует носители, называемые «голубые диски», так как они применяют «голубой лазер». В начале второго квартала 2005 года запускается производство оптических дисков емкостью 20 Гбайт, отвечающих тому самому американскому стандарту, устанавливающему срок хранения в 50 лет.

Немного о предлагаемой технологии. Все предшествующие поколения оптических дисков, начиная с CD, были построены на использовании технологии отражения, недостатком которой была невозможность создания многослойных систем. Предлагаемая в альтернативу «голубому лазеру» технология использует дешевый красный лазер, емкость на одном слое та же, что и на DVD-4,7, таких слоев сейчас 6, а к концу 2005 года возрастет до 8. Таким образом, емкости будет даже больше той, которую предполагает сделать «Консорциум Блю Рей» к 2006 году. Физика процесса состоит в том, что в новой технологии используется базовый эффект флуоресценции. Изначально фильтром отрезается длина лазерного излучения 635 нм и фиксируется только полезный сигнал с длиной, равной примерно 710 нм. Работа идет только с полезным сигналом, поэтому относительное снижение величины сигнала не очень существенно. Достоинство данной технологии состоит в том, что впервые решена проблема многослойных записывающих носителей.

Мы вышли на скорость записи 2 DVD, то есть появилась возможность записывать HDTV просто с антенны online, а это поток вещания со скоростью 19,8 Мбит/с. Такие носители будут производиться не только для профессионального архивирования, но и для домашнего, в частности для тех, кто собирается стать абонентом новых спутниковых каналов.

Сегодня идет разговор, переходить ли на цифровой формат или какое-то время можно оставаться на аналоговом? Думаю, что аналог имеет мало шансов на будущее по очень простой причине — достаточно посмотреть статистику производства нового контента. Голливуд уже 50% своих фильмов производит в цифре, и этот показатель растет с каждым днем. Пятерка ведущих ТВ-компаний Америки производит уже почти 100% своего продукта в цифре. Тот же процесс активизируется и в Европе. И только для целей кинопроката фильмы переводят на пленку. Но по мере того, как первоначальный контент будет создаваться в цифре, кинопрокат тоже будет вынужден переходить на цифровые носители. А тогда вопрос выбора базового носителя станет предметом уже государственной политики.

Сегодня все заинтересованы в появлении нормативных документов, обеспечивающих взаимодействие по цифровому архивированию, ведь тогда производителям было бы легче определять, что нужно предусмотреть, подо что подстраиваться.

«Констеллейшн Три Ди — Восток»
Иосиф Дискин