С проблемой организации освещения студии сталкивается каждая телекомпания, которая хочет иметь качественное вещание. Актуальность проблемы достаточно высока, так как количество новых студий постоянно растет, а старым телестудиям остро необходима модернизация.
Немного истории
Исторически так сложилось, что последняя крупная модернизация в нашей стране проходила в 1967 году, когда состоялся пуск телевизионного технического центра в Останкино. Нужно заметить, что этот телецентр и сегодня является самым крупным в Европе (39 студий площадью от 60 до 1000 кв. м). В самой большой студии мощность осветительных приборов переступает отметку в 1000 кВт.
Мощные прожекторы (2-10 кВт), установленные на телескопические подвесы, управляются дистанционно. Недаром одним из пунктов каждого съезда КПСС являлось обязательное посещение ТТЦ «Останкино». Интересен тот факт, что все осветительное оборудование функционирует до сих пор. Телецентр «Останкино» в то время был эталоном, на который ориентировалась вся телевизионная общественность страны.
С тех пор прошло немногим более сорока лет. Что с течением времени менялось в области освещения? Появилась осветительная аппаратура на кварцевых (вольфрамово-галогенных) лампах, мощность которых колеблется от 0,5 до 2 кВт. Вольфрамово-галогенные лампы выделяют очень много тепла. Нередки были случаи обмороков при съемках, особенно в закрытых помещениях. Данные лампы очень чувствительны к толчкам и ударам, а также к прикосновениям рук осветителя (лампа в местах следов от пальцев перегревается и быстро перегорает).
Затем появились металлогалогенные лампы (HMI-лампы — Hydrargyrum medium Arc-length lodide), дающие мощный световой поток с температурой, близкой к солнечному свету. Такие лампы эффективнее вольфрамово-галогенных и выделяют в процессе работы значительно меньше тепла и, как следствие, очень удобны для съемок внутри помещений. Главный их недостаток — под рукой постоянно необходим высоковольтный, а значит, объемный источник питания. Несмотря на это, металлогалогенные лампы часто находят применение на съемках вне студий, особенно когда нужно заполнить тени, создаваемые солнечным светом. Ведь такие лампы обладают очень хорошей цветовой температурой и высокой светоотдачей.
А далее следуют вариации, в основе которых стоят вольфрамово- и металлогалогенные лампы: осветительные приборы с линзами Френеля, безлинзовые осветительные приборы (в простонародье «ковши»), световые «пушки», накамерные осветительные приборы, вспомогательное оборудование.
Параметры выбора оборудования
В данном обзоре не стоит детально описывать и сравнивать всю массу осветительной аппаратуры. Для этого существуют справочники и каталоги. На мой взгляд, чтобы сделать правильный выбор оборудования для освещения студии, необходимо прежде подробно проанализировать следующие факторы: технический, экономический и человеческий. Поэтому до внедрения какого-либо светового оборудования необходим грамотный проект.
Назначение студии
Одним из важнейших факторов выбора осветительного оборудования является то, под какой проект готовится та или иная студия.
Геометрические размеры и конфигурация
Существует условное разграничение студий: малые (до 50-60 кв. м), средние (до 150-200 кв. м), большие (400-600 кв. м) и сверхбольшие (900-1000 кв. м). Естественно, от назначения студии зависит ее размер. В свою очередь знание конфигурации и размеров влияет на расчет и обеспечение фотометрических характеристик. Как правило, такие данные всегда должны иметься в начале проектирования.
Постановочный сценарий
Зависит от потребностей и пожеланий руководства телекомпании. На их основе художники и режиссеры формируют концепцию постановочного сценария. Необходимо учитывать, что работа над светотехническим проектом идет параллельно с работами над строительной (включая кондиционирование), съемочной, студийной и постановочной частями общего проекта. Ведь, как правило, существуют временные рамки, и работать в несколько этапов невозможно. Также необходимо учитывать все форс-мажорные обстоятельства: в ходе работ над проектом может смениться режиссер, технический директор или, например, художник проекта.
Поэтому необходимо спроектировать достаточно функциональную и гибкую осветительную систему. Пусть она окажется в 1,5-2 раза дороже, чем увязанная с будущими декорациями, сценарно ориентированная. Зато, в силу своей гибкости, система будет допускать реализацию различных сценариев и даже экономически оправдывать себя. В любом случае не придется впоследствии жалеть о неправильно принятом решении, ведь, как известно, скупой платит дважды.
Фотометрические характеристики
Обеспечивать засветку фона, а также заполняющий, рисующий и контровой цвет должна любая современная световая система. Необходимый уровень освещенности зависит от параметров съемочной аппаратуры. Средняя освещенность в 700-800 лк вполне удовлетворяет потребностям современных студийных камер. В виртуальных студиях для фона достаточно 800 лк, а для объекта — 1000 лк.
За рубежом большую популярность приобрели фоны, работающие на просвет. На расстоянии 1 м за пленкой установлены светильники. Каждый из них содержит четыре цветные люминесцентные лампы, имеющие длину 15 см при мощности 58 Вт. Лампы различаются по цветам: синий, зеленый, красный, белый. Из светильников составляют горизонтальные ряды, расстояние между которыми -1м. Яркость каждой лампы регулируется по четырем DMX-каналам от 1 до 100%. В сочетании с рассеивающими свойствами пленки это позволяет создавать на фоне различные световые картины, начиная от чистой одноцветной окраски.
Рабочая цветовая температура
Существуют две опорные цветовые температуры: 3200 К и 5500 К. Съемочные группы в большинстве своем предпочитают 3200 К. Тем не менее участилось использование светильников на металло-галогенных лампах с цветовой температурой, близкой к 5500 К. Проблем здесь не возникает, светильники легко приводятся к единой цветовой температуре посредством желтых компенсационных светофильтров, поглощающих небольшое количество световой энергии. Если в студии имеются окна на улицу и цветовая температура и освещенность таким образом зависят от времени суток, рекомендовано использовать съемные светофильтры на окнах.
Нагрузка на питающую электросеть
Нагрузка не должна быть больше ранее запланированных и рассчитанных параметров. Хотя данное требование несколько противоречит возникающей необходимости обеспечения определенного уровня освещенности студии. В таком случае выход заключается в переходе к эксплуатации светильников с высокой светоотдачей. Дополнительный плюс — экономится электроэнергия, расходуемая на кондиционирование.
Уровни автоматизации управления
Системы освещения в телестудиях можно разделить на три уровня автоматизации:
- 1-й уровень: все процессы управления осуществляются вручную, автоматизация отсутствует;
- 2-й уровень: позиционирование и фокусирование светильников, позиционирование бленд осуществляется вручную, а управление световыми потоками светильников — дистанционно с пульта управления;
- 3-й уровень: управление всеми процессами осуществляется дистанционно с пульта управления, вплоть до позиционирования лам елей бленды и ее вращения.
При переходе с системы первого уровня на второй себестоимость повышается в 1,5 раза, со второго на третий — приблизительно в 4 раза. Таким образом, вопрос о степени автоматизации носит по большей части экономический характер. Ведь любому владельцу студии, несомненно, приглянулся бы третий вариант (пусть даже в нем не будет необходимости на первоначальном этапе). Но все банально упирается в толщину кошелька. Необходимо также упомянуть, что есть еще и гибридные системы, сочетающие признаки всех трех уровней автоматизации и имеющие достаточно высокую стоимость.
Требования пожарной и электрической безопасности
Пожарная безопасность подразумевает использование пожаробезопасных приборов, а также негорючих материалов для изготовления фона (задников, декораций).
Соблюдение правил электробезопасности достигается наличием во всех цепях питания системы освещения предохранителей, заземлением корпусов оборудования и надлежащей изоляцией в местах, того требующих. После введения системы в эксплуатацию посредством лицензированной организации проверяется заземление приборов и сопротивление изоляции, а результаты измерений заносятся в официальный протокол.
Экономические аспекты
Ни для кого не секрет, что все заказчики в мире желают получить систему освещения максимально дешево. С этим проблем не возникает, благо прайс-листов и каталогов существует предостаточно и выбрать из каждого класса самое дешевое оборудование труда не составит. Вот тут-то возникает дилемма — ведь хочется, чтобы система еще и прилично функционировала. Как же быть?
Следует помнить, что стоимость системы — это не только инсталляция, но и последующие расходы на эксплуатацию, которые включают в себя стоимость электроэнергии, потребляемой светильниками и системой кондиционирования, а также затраты на обслуживание и расходный материалы (в основном лампы).
Подводя итог, можно сказать, что инсталляции системы освещения в студии обязательно должен предшествовать грамотно продуманный и взвешенный проект, в котором все разложено по полочкам, тогда впоследствии не будет «мучительно больно и обидно» за напрасно потраченные средства и время.
Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #8, 2008