Правильно подобранное освещение позволяет наиболее полно передать эмоциональный характер сцены, выражения лиц действующих персонажей, окружающую их обстановку. Именно благодаря освещению мы воспринимаем пространство и объекты на плоском экране объемными. Специалисты, обеспечивающие освещение при проведении видео- и телесъемок, играют такую же важную роль, как звукорежиссеры при подготовке радиопередач, так как именно их мастерство будет определять качество изображения.
Художественная выразительность видеопродукции (особенно HDTV/DTV) и фильмов, снятых на пленку, в значительной степени определяется творческим отношением к постановке освещения. Чтобы научиться правильно управлять светом, необходимо знать основные его характеристики, к которым относятся когерентность (качество), цветовая температура и интенсивность светового потока.
Когерентность света.
Когерентность характеризует качество света, его жесткость или мягкость. К сожалению, вероятно, именно потому, что это свойство света нельзя выразить в количественных единицах, при проведении съемок им чаще всего просто пренебрегают.
Жесткий свет.
Свет, который излучает небольшой точечный источник, состоит из относительно параллельных лучей. Его строение обуславливает жесткое, ясно очерченное и резкое представление освещаемого объекта. Источниками жесткого света являются электрические лампы с чистым не матовым стеклом, лучевые прожекторы и солнце, находящееся в зените в ясный безоблачный день. При освещении жестким светом объект съемки отбрасывает четко очерченную, хорошо различимую тень. Если таким светом осветить лицо, то он выявит и подчеркнет все дефекты, что это понравится человеку, которого вы снимаете, маловероятно. А вот если требуется, например, показать текстуру выделанной кожи или искусную огранку драгоценного камня, то жесткий свет окажется самым подходящим освещением. Для получения жесткого света можно использовать различные осветительные устройства, в том числе лучевые или эллипсовидные прожекторы.
Мягкий свет.
Мягкий (рассеянный) свет позволяет скрыть неровности поверхности и детали изображения. Наиболее эффективно это позволяют сделать приборы, в которых предусмотрена возможность регулировки ширины угла светового потока. Для рассеивания и смягчения светового луча перед источниками света обычно устанавливают стеклянные рассеиватели (диффузоры), но, смягчая свет, они снижают его интенсивность. При производстве телепрограмм источники мягкого освещения применяют для создания больших ровных световых зон. При натурных съемках для получения мягкого освещения используют отражатели. Самые простые из них – складные зонты с белой или серебристой внутренней поверхностью. Мягкий свет маскирует складки, морщины и прочие дефекты кожи, его следует использовать в тех случаях, когда нужно приукрасить объект съемки. Если источник мягкого света расположить рядом с камерой, то мы получим неконтрастное освещение, которое позволит сгладить все детали на поверхности снимаемого объекта. Такое освещение часто используют при съемках очень крупных планов, чтобы скрыть тени или ненужные детали, но при этом объект съемки приобретает некоторую безразмерность и безжизненность.
Очень мягкое освещение.
В некоторых случаях из-за технических возможностей видеоаппаратуры при съемке могут быть утрачены важные детали. Чтобы избежать подобных потерь, следует использовать очень мягкое освещение.
Десять советов по работе со светом при съемке.
1. Лампа, которой оснащена камера, дает свет, который не позволяет улучшить внешний вид объекта съемки. Такое освещение, конечно, очень удобно, но если есть возможность использовать какое-либо другое освещение, воспользуйтесь этим. Стремитесь к тому, чтобы человек в кадре получился более красивым, чем в жизни.
Современные камеры обладают достаточно высокой чувствительностью, поэтому чтобы осветить диктора или комментатора достаточно 25-ваттной лампы, которая не разрядит аккумуляторы камеры. Но даже при дневном свете такая лампа поможет слегка подсветить лицо, если человек стоит рядом с камерой. Для смягчения неблагоприятного воздействия осветителя камеры, его следует взять в руку и направить таким образом, чтобы свет на лицо снимаемого человека падал немного со стороны.
2. Лучший способ размещения осветительных приборов — трехпозиционный. Направьте основной свет на объект съемки сверху, но не прямо, а немного со стороны. Этот источник света обеспечивает основное освещение и формирует тени. Второй источник, дающий мягкий, рассеянный свет, следует закрепить тоже наверху, но с другой стороны от объекта съемки. Он будет давать заполняющее освещение, которое сгладит резкие очертания теней. Для создания заднего света расположите источник света сзади снимаемого человека так, чтобы вокруг его волос и плеч образовалась световая кайма. В результате такого приема персонаж будет выглядеть объемным на плоском экране телевизора. При возможности добавьте в осветительную систему и четвертый источник света, который будет служить фоновым освещением, с его помощью можно будет изменять яркость освещения фона, расположенного за объектом съемки на заднем плане.
3. Всегда обращайте внимание на цветовую температуру используемых источников света. Помните, что флуоресцентный свет имеет зеленоватый оттенок, а свет, который дают обычные лампы накаливания, — слегка красноватый (его цветовая температура составляет почти 2000 К). Свет от кварцевых галогеновых ламп, применяемых на телевидении, тоже окрашен в красные тона (3200 К). Естественное дневное освещение смещено в синюю область (около 5400 К). Поэтому при освещении человека источниками разных типов, его кожа приобретает весьма странный цвет. Так, например, у человека, сидящего в комнате у окна, одна сторона лица, освещаемая естественным дневным светом, может оказаться мертвенно-бледной, что сделает его похожим на привидение, а другая, на которую подает искусственное освещение комнаты — смуглой. Чтобы правильно выставить цветовой баланс камеры, старайтесь применять при съемке каждой сцены только один тип осветительных приборов. Если при съемках на улице или рядом с открытым окном вам необходимо заполнить затемненные участки сцены светом ламп накаливания, то прикройте их гелевыми голубыми корректировочными фильтрами 1/4 stop или Ѕ stop, они компенсируют лишние красные оттенки. В результате таких действий место съемки с обеих сторон будет освещено голубоватым светом и, установив цветовой баланс камеры, вы добьетесь правильного воспроизведения телесных тонов.
Освещение в описанной выше ситуации можно сбалансировать и по-другому. Например, закрыть окно большим светло-желтым гелевым фильтром 85В или 1/4 СТО, чтобы в голубом свете, идущим из вне, появилось больше теплых тонов. В этом случае сцена будет освещена естественным светом, проникающим из окна, и светом ламп накаливания внутри комнаты с близкими красноватыми оттенками. Но размещение голубого гелевого фильтра перед стандартными лампами накаливания с вольфрамовыми нитями, которые обычно применяются при съемках в павильонах, существенно снижает их яркость. Поэтому для освещения студийных съемок лучше использовать такие источники света, которые имеют голубоватый оттенок и соответствуют по цветовой температуре естественному освещению. Такие лампы называются “металло-галогеновыми” (HMI) и имеют цветовую температуру 5600 К. Так как эти лампы не нужно прикрывать фильтрами, они в два раза более эффективны, чем обычные кварцевые источники света. При проведении натурных съемок металло-галогеновые лампы используют для подсвечивания теней.
В офисных помещениях основным источником света, как правило, служат флуоресцентные лампы. Конечно, их можно закрыть гелевыми фильтрами, как было предложено выше для ламп накаливания с вольфрамовыми нитями, но при этом громадное количество электроэнергии будет расходоваться зря. Но лучше в этом случае использовать для ламп дневного света такие гелевые фильтры, которые преобразуют их цветовую температуру в близкую к лампам накаливания с вольфрамовыми нитями! А еще лучшим решением было бы подключение специальных флуоресцентных ламп, например типа Light-Array, которые выпускают компании Lowel, Flo Tech, Videssence и др. Такие приборы, они представляют собой собранные в пучок трубки дневного света, яркость которых можно регулировать, применяют для дополнительного освещения офисных помещений. Другие преимущества люминесцентных ламп заключаются в том, что они потребляют в два раза меньше энергии, чем лампы накаливания и, следовательно, для их охлаждения можно использовать менее шумное и более дешевое оборудование.
4. Всегда следите за тем, чтобы у вас были запасные лампы. Прерывать съемку из-за того, что вы не взяли с собой запасную лампу и вынуждены мчаться за ней, непростительно.
5. При замене лампы накаливания с вольфрамовой нитью в студийных осветительных приборах соблюдайте следующие правила:
-
чтобы не обжечь пальцы, обязательно подождите пока лампа не остынет до приемлемой температуры;
-
новую лампу берите только за пластиковую упаковку, не касаясь пальцами стекла колбы, чтобы не оставить на нем жирных пятен. При нагреве жирные следы могут испортить стеклянное покрытие лампы.
6. Никогда не переставляйте работающие осветительные приборы с галогеновой лампой. Раскаленная белая нить накаливания очень чувствительна и может перегореть от сотрясения при перемещении осветителя. Если прибор необходимо передвинуть, то обязательно сначала выключите его и подождите пока нить накаливания остынет.
7. Внимательно следите за тем, чтобы не превышалась допустимая нагрузка на электросеть. В жилых помещениях электрическая сеть рассчитана на токи 15 — 20 А. В промышленных сетях сила тока может достигать и 30 А, но нагрузка на одну розетку все равно ограничивается 20 А. Лампа мощностью 500 Вт потребляет ток около 5 А, а лампа мощностью 1000 Вт — уже порядка 10 А. Суммируйте нагрузки всех используемых осветительных приборов и убедитесь, что вы не превысили допустимую нагрузку для электрической сети. Нельзя включать все осветители одновременно: то скачок напряжения в сети может выбить предохранители и нарушить электропитание, поэтому включайте осветительные приборы поочередно. Если на одном контуре у вас запитываются приборы, потребляющие большое количество энергии, то включать в него компьютер или видеомагнитофон не следует. При включении осветительных может произойти падение напряжения, что приведет к сбоям в работе этих устройств.
8. выезжая на натурные съемки, не забудьте взять отражатели. Для их работы не требуется электропитание, а цветовая температура отраженного света совпадает с температурой солнечного света. Отражатели большого размера способны обеспечить освещение, достаточное для подсветки теней.
9. Для цифровой съемки на голубом фоне (хромакее) для подсветки можно применять лампы, прикрытые гелевыми фильтрами янтарного цвета. Фон может отражать небольшое количество голубого света на исполнителя, что приводит к появлению зернистости на границе объекта и фона. Янтарные гелевые фильтры позволяют нейтрализовать этот эффект.
10. Уменьшение накала лампы с вольфрамовой нитью до 10% добавляет в спектр их света небольшое количество красных оттенков. Но при более значительном снижении накала изменение цвета становится уже заметным. Для уменьшения интенсивности светового потока без изменения его цвета, попробуйте воспользоваться следующими приемами: взять лампу другой мощности, расположить осветительный прибор на другом расстоянии от объекта съемки (ближе или дальше), переключить режим работы осветительного прибора (с направленного на заливающий), установить дополнительный рассеиватель света.