Betamax! Простой, удобный, высококачественный способ записи и просмотра эфира ТВ и фильмов. Почему он проиграл сопернику VHS, и как это произошло?
Краткая история войн видеоформатов.
Запись аналогового видеоизображения на магнитную ленту началась в 1950-х годах; в 1956 году компания Ampex представила формат видеокассеты Quadruplex, который широко использовался вещательными компаниями.
Но это было дорого, и в формате катушек был не так удобен.
Поэтому успех компактной аудиокассеты, выпущенной компанией Philips в 1963 году, заставил производителей задуматься: можно ли сделать то же самое с видеокассетой? Ряд компаний начали заниматься этим вопросом…
Система Sony U-matic, увидевшая свет в 1971 году, использовала кассетный формат для загрузки плёнки в магнитофон. Sony так же позаботилась о согласовании стандартного формата плёнки между различными производителями.
Система U-matic была с энтузиазмом воспринята телевещателями — особенно командами телевизионных новостей.
Но телевидение это одно, совсем другое дело домашнее использование…
В 1972 г. компания Philips выпустила видеомагнитофон N1500 с квадратными кассетами, предназначенными для домашнего использования. Эта система была еще дорогой, но простой в использовании, включала в себя многие элементы дизайна аудиокассет, знакомые покупателям.
Чтобы не уступать в мире квадратных кассет, в 1972 году Avco выпустил свой формат Cartrivision (катушки были установлены друг над другом, отсюда и форма).
Огромным преимуществом Cartrivision, была разрекламированная возможность купить голливудские фильмы, чтобы посмотреть их дома! Это была отличная идея.
Но настоящая смена игры произошла 10 мая 1975 года, когда Sony выпустила уменьшенную версию своего U-matic формата: Betamax!
Следующим этапом стало понимание того, как сложно дать потребителю то, чего он хочет, когда он еще сам не знает, чего хочет…
Технически Betamax — это охеренный формат: лента толщиной 1/2 дюйма с аудиодорожкой сверху и контрольной дорожкой снизу. Отдельные аудио головки записывают звук качества Hi-Fi, а металлическая направляющая ленты помогает обеспечить надежное воспроизведение.
Sony специально хотела сделать маленькую «карманную» кассету, на которой мог быть записан полнометражный художественный фильм. Betamax позволяла сделать это, некоторые ленты могут вмещать 5 часов записи, но увы, только при работе на скорости «Beta II», что конечно же снижает качество записи.
В 1976 году появляется соперник Betamax — VHS. Кассеты VHS формата были крупнее, да и технически формат уступал Sony. Однако в стандартном режиме записи/воспроизведения на кассеты VHS помещалось до четырёх часов записи — больше записи для просмотра, меньше кассет для покупки.
В 1979 году в битву двух форматов попытался втиснуться третий формат: Philips Video 2000. Увы, но компания Philips тут немного обгадилась, выпустила формат слишком поздно, да и поддерживал он исключительно систему PAL. По сравнению с Betamax и VHS им было неимоверно сложно привлечь к себе внимание.
Sony продолжает подчеркивать высокое качество записи Betamax против VHS, и в манере агрессивного маркетинга продвигает свой бренд. Проблема в том, что для среднестатистического покупателя разница в качестве изображения не всегда была приоритетной, а вот разница в цене была.
VHS изначально озаботилась лицензированием, тем самым разрешив многим производителям выпускать кассеты этого формата, благодаря чему цены были намного ниже, чем за Betamax. В конце концов, Sony снижает цену и разрешает другим компаниям выпускать её формат, но было уже слишком поздно: Потребители посчитали, что VHS стоит дешевле при более длительном воспроизведении записи на пленке.
Разница была также заметна в видеомагазинах, где на полках, количество фильмов на VHS постоянно превосходило Betamax. Не то, чтобы люди покупали много — в 1980 году кассета могла стоить до 130$! Кстати именно благодаря высокой стоимости кассет появился бизнес видеопроката.
Существует такой городской миф о том, что привело Betamax к проигрышу — его отказ лицензировать свою технологию для порноиндустрии. Однако существует очень мало свидетельств того, что продажи с рейтингом «ХХХ» были движущей силой для потребителей, покупающих видеомагнитофоны, не говоря уже о том, чтобы выбрать из-за этого формат.
Большой головной болью для Sony был иск от киностудий, в котором утверждалось, что Sony производит устройство, которое может быть использовано для нарушения авторских прав. Домашняя запись с эфира ТВ была ими приравнена к форме пиратства. Закон по этому поводу был слишком размытым.
С 1976 по 1984 год «дело Betamax» гремело, пока Верховный суд США, наконец, не вынес решение о том, что запись фильма с эфира ТВ для последующего просмотра является добросовестным использованием, а не нарушением авторских прав. Sony выиграла битву за домашнюю запись, но проиграла войну форматов.
Несмотря на его качество, его инновационные характеристики и отличный мировой маркетинг Betamax не смогли убедить общественность в том, что они лучше. Цена, удобство в общественном восприятии перевесили чашу весов в пользу VHS, произошло это к середине 1980-х годов.
Фатальный удар был нанесен не плёночными форматами, а цифровыми файлами. Доступный интернет, кино по щелчку мышки, привели к тому, что люди перестали нуждаться в видеомагнитофоне. Производство кассет Betamax прекратилось в марте 2016 года. Четыре месяца спустя последний производитель видеомагнитофонов VHS остановил производство.
Цифра убила аналог…
У Betamax большое наследие: Betacam Digital устанавливает стандарты для профессиональной видеографии; Betamax по-прежнему используется для просмотра архивов; течение времени — часть повседневной жизни. Киноиндустрия в конечном итоге также получила огромную прибыль от домашнего видео.
Все технологии развиваются. Когда-нибудь твиттер, смартфон, даже интернет станут ностальгическими воспоминаниями. Betamax был не первой революционной развлекательной технологией, которая канула в небытие. Не будет и последним.