Статья опубликована в журнале «Техника кино и телевидения» № 9 1999г Сегодня перед многими региональными вещательными телекомпаниями остро стоит проблема переоснащения эфирного оборудования. При этом надо отметить, что это приходится делать при жестком дифиците бюджета телекомпании. Практика показывает, что от того, насколько грамотно будет сформирован и оснащен эфирный комплекс, зависят практически все дальнейшие результаты деятельности компании. Можно сказать, эфирный комплекс — это лицо телекомпании.
По нашей статистике около 70 процентов российских региональных телекомпаний в качестве основного формата пока используют S-VHS. На формат Betacam SP приходиться 15-20 процентов. И хотя какой то период времени это оборудование еще будет работать, сегодня абсолютно ясно — время аналоговых форматов прошло. Поэтому все наши проекты мы стоим на базе современных цифровых форматов. Среди вещателей наибольшее распостранение получили следующие форматы: Panasonic DVCPRO 50, Sony BetacamSX и. Каждый из перечисленных форматов имеет свои приемущества и особенности. Например, DVCPRO 50 работает с переменным потоком 50/25 Мбит/с и совместим с предназначеным для тележурналистики форматом DVCPRO. Но при сравнимых характеристиках DVCPRO 50 и D9 (DigitalS), аппараты от JVC имеют существенно более низкую стимость. Важным достоинством оборудования D9 (DigitalS) является наличие в его составе аппарата BR-D51. BR-D51 студийный монтажный видеоплейер который позволяет работать с кассетами как D9 (DigitalS), так и с S-VHS. Таким образом, осуществляется полная совместимость нового оборудования с оборудованием S-VHS, находящимся в эксплуатации. Другими словами, при формировании эфирного комплекса на базе JVC отпадает необходимость сразу менять все оборудования телекомпании. Модернизацию ТЖК можно отложить на следующий этап. Важным фактором экономии финансов и времени можно считать совместимость нового эфирного комплекса на базе D9 (DigitalS) с существующим видеоархивом телекомпании. Часто представители телекомпаний интересует результаты качественного сравнения параметров различных форматов. Это естественно и правильно. Американский независимый журнал DV liveMagazine (www.dv.com) в майском номере опубликовал результаты тестирования видеосигнала различных цифровых форматов DVCAM, DV, DVCPRO, D9 (DigitalS) и Betacam SP. JVC D9 (DigitalS) был признан лучшим и обошел по всем характеристикам Betacam SP.
Сведение сигнала и коммутация.
Как правило, эфирный комплекс включает несколько источников видеосигнала: канал(ы) камеры, видеосервер, несколько видеоплейеров и, как минимум, одно устройство архивной записи. Вопросы передачи и сведения сигнала между ними требуют очень тщательной проработки. Тут существует множество решений и конкретные рекомендации можно давать только зная специфику работы телекомпании. Например, в нескольких проектах мы отказались от использования дорогостоящих микшерных пультов, так как телекомпании-заказчики применяли на эфирном монтаже только “прямые склейки”. Применив недорогое решение на базе управляемого матричного коммутатора, мы смогли уменьшить общую стоимость эфирного комплекса почти на четверь.
Информация к размышлению
Итак, при формировании эфирного комплекса необходимо решить несколько задач. Причем эти задачи в своем большинстве не являются типовыми, так как эфирный комплекс в свою очередь связан с множеством производственных подразделений телекомпании. Проблемы интеграции нового и уже эксплуатирующегося оборудования, как правило, стоят очень остро и их достаточно много. Необходимо тесное сотрудничество специалистов телекомпании и фирмы-поставщика. Все реже, но пока всречается ситуация, когда проект комплекса делается одной компанией, а закупка производиться через другие компании по принципу “Спасибо за совет, теперь мы знаем, что нам нужно и купим это там где дешевле.” Еще раз хочется напомнить простую истину: “Скупой платит дважды”. Дело в том, любой проект фирма постащик делает опираясь, в перую очередь, на свой накопленый опыт и знания, которые формируются не один год работы в данной облати и расчитывает вместе с оборудованием передать их заказчику. Если этого не просходит, то велика вероятность того, что вся купленная техника будет задействована процентов на 10-15, а остальные возможностии останутся невостребоваными, хотя за них Вы заплатили по полной программе. Очевидно и то, что все вопросы пуско-наладочных работ придется решать силами своих специалистов, и буть они хоть трижды “мастера — золотые руки” ответить сразу на все возникшие вопросы им бывает пратически невозможно.
Дмитрий Осминский