ТВ через Интернет

ТВ через Интернет

Способы доставки контента по Интернету существуют и активно используются по всему миру уже довольно давно. За это время возникло огромное количество форм доставки контента на ПК и подключенные к Интернету телевизоры и другие устройства. Сейчас организации, занимающиеся стандартизацией, например ATSC, активно изучают схемы взаимодействия новейших пользовательских устройств и наземного телевизионного вещания. В этой статье мы рассмотрим разные технологии доставки контента и то, как они будут развиваться в будущем.

Онлайн-видео.

Возникающие механизмы доставки контента можно классифицировать по нескольким категориям в зависимости от способов попадания контента к пользователю и модели бизнеса. Онлайн-видео – это, возможно, самый простой механизм. Например, контент-провайдеры Hulu и Netflix раздают потоковое или загружаемое видео по запросу с интернет-сайтов. Видеоконтент предварительно сохраняется на серверах и доставляется пользователям на ПК или цифровые ТВ-приставки в виде потока данных. Контент отправляется пользователю по соединению TCP-IP так же, как и веб-страницы в интернет-броузере. При воспроизведении видео на ПК обычно используются разнообразные потоковые кодеки, например Adobe Flash или Windows Media Video. Воспроизведение также возможно и на других связанных с Интернетом устройствах, например телевизорах Blu-ray, КПК и планшетных компьютерах, игровых консолях и цифровых ТВ-приставках.

После появления онлайн-видео возникло интересное явление – контент over-the-top (OTT), если оператор кабельного телевидения также предоставляет клиентам доступ к Интернету. В этом случае зрители могут также иметь доступ к тому же самому видео в Интернете, и этот контент конкурирует с собственными видеосервисами кабельного оператора.

Повторная передача (переприем).

Повторная передача – это форма онлайнвидео, типа iviTV и FilmOnTV, где контент «вживую» берется из ТВ-эфира или других источников. Поток, захваченный цифровыми ресиверами, перекодируется, отправляется на центральный сервер и затем выдается в потоке IP multicast. В этом случае прямой доступ к контенту отсутствует, потому ресиверы эфирного (или кабельного или спутникового) ТВ можно подключить в любом сегменте рынка, к контенту которого есть доступ. (До тех пор как реальные механизмы Интернет ТВ не будут публично обговорены, они, скорее всего, концептуально будут точно такими же). Этот тип сервиса сейчас затронут крупными судебными тяжбами, так как сервис-провайдеры не могут заключить лицензионные договора с поставщиками контента в предложенных ими формулировках. Организации NAB, CEA и компании, начавшие этот бизнес, постоянно изучают схемы бизнеса вещателей, которые связаны с доставкой контента в такие сегменты рынка, как Интернент.

IPTV.

IPTV, или ТВ по интернет-протоколу, – это сервис типа U-verse компании AT&T, где видео передается потоком на цифровую ТВ-приставку через соответствующую телефонную линию по витой паре или оптоволоконной линии. Чаще всего телеком-операторы в центральном офисе используют мультиплексор доступа к цифровой абонентской линии (DSLAM) для поддержки индивидуального широкополосного соединения с оборудованием, установленным у заказчика дома. В этом механизме Интернет практически не задействован, здесь видеоданные формируются в IP-пакеты, похожие на те, что используются для передачи данных по Интернету.

При этом типе сервиса доступ к контенту осуществляется только в рамках области, свободной для навигации, включая обеспечиваемую провайдером электронную программу передач (EPG), которая необходима для доступа к контенту. Несмотря на то что используется IP-соединение, каждый подписчик связан с центральным офисом отдельной линией; следовательно, не требуется создавать сеть с пакетной коммутацией, что уменьшает сложность и широту пропускания системы и гарантирует необходимый уровень качества сервиса.

Гибридное вещание.

Гибридное вещание – это технология, где для отправки контента на подключенные к Интернету телевизоры или ТВ-приставки вещатели используют комбинацию OTA и интернет-каналов. Группы, занимающиеся разработкой сервисов в Европе, Японии и Южной Корее, описывают разные формы гибридного вещания. Наиболее известный из них – Европейский консорциум (European consortium), работающий в связке с организациями, разрабатывающими стандарты DVB, под именем Hybrid Broadcast Broadband TV (HbbTV). Среди сервисов, предоставляемых группой, – телевидение продленного доступа (catchup TV), видео-по-запросу (VoD) и интерактивная реклама. Спецификация для HbbTV была выпущена институтом ETSI, и было проведено несколько встреч по обсуждению этой спецификации.

Web-TV.

При использовании технологии Web-TV интернет-контент попадает на телевизоры с помощью цифровых ТВ-приставок или специально оборудованных телевизоров. Зрителям напрямую доступны страницы, похожие на страницы сайтов, поисковый механизм и разнообразные приложения. Несмотря на то что эта технология похожа на онлайн-видео и гибридное вещание, контент не предназначается для доставки и отображения на ПК.

Сервисы базируются на улучшенном пользовательском интерфейсе просмотра контента, часто интегрированном с соответствующим механизмом поиска в разных источниках (и в вещательных потоках, и в Интернете). ТВ-приложение потенциально может интегрировать Интернет, OTA, кабельный или спутниковый контент, формируя мультимедийную среду.

На практике же телевизор или ТВ-приставка вряд ли смогут обеспечить бесшовное воспроизведение контента, полученного из Интернета, и контента OTA. Настоящего гибридного ТВ, в котором контент из разных источников синхронизируется и интегрируется собственниками контента, по моему мнению, пока не существует.

Widget TV.

Widget TV – это небольшие приложения («виджеты»), например у Intel и Yahoo!, на базе Web TV, которые доставляют контент, данные и другую информацию сообщества напрямую из Интернета на телевизор. «Виджеты», которые можно заранее установить или загрузить, дают возможность пользователям настроить под себя просмотр ТВ и доступ к информации. В самой простейшей форме виджеты могут работать с приложениями, запускающими локальные программы типа игры «Кто хочет стать миллионером». Больший интерес для сервис-провайдеров представляют «виджеты», которые «перенаправляют» телевизор на другие сайты в поисках контента.

Одна из проблем для вещателей – согласованное поведение виджетов на разных устройствах. По этой причине возникло большое количество разных платформ для виджетов. Ими сегодня занимаются разработчики графического ПО или промежуточного ПО пользовательских интерфейсов (например, браузер часто поставляется отдельным поставщиком контента). Вещателям удобнее поставлять свои «виджеты», но здесь уже возникает вопрос, как сделать так, чтобы пользователям разных «виджетов» был одинаково удобен доступ к контенту различных вещателей. Проблема OTT также возникает и в Widget TV.

Взгляд в будущее.

Сегодня вопрос расширенной доставки телевизионного сигнала изучают многочисленные комиссии и комитеты, как это было на заре внедрения цифрового телевидения. Один из вариантов был предложен в спецификации Advanced TV Enhancement Forum (ATVEF), он определяет методы создания разных форм контента для доставки на разные медиаплатформы. В это же время ATSC разработала для цифрового ТВ среду специализированного ПО (DASE), которая отличается дублирующей функциональностью. По комбинации разных причин, в том числе временным затратам и бизнесу, ни одну из спецификаций нельзя исключать из зоны нашего внимания. Недавно ATSC сформировала новую команду по планированию расширенного интернеттелевидения (Internet Enhanced Television Planning Team, PT-3) для исследования возможностей, привнесенных вещательными ресиверами, подключенными к Интернету и для закладки фундамента для будущих технологий и стандартов. Так как многие владельцы контента меняют основы своих бизнес-моделей, чтобы включить в них возможности Интернета, логично ожидать, что вещание будет эволюционировать в сторону интеграции нескольких форм доставки контента и для фиксированных, и для мобильных зрителей.

Источник: журнал «625», апрель 2011

Автор: Рустам Мамедов