Осторожно 16:9!

Осторожно 16:9!

Ранее, мы начали серию публикаций о проблемах современного телевидения. Данный материал является продолжением цикла. В отличие от предыдущей статьи, которая в большей степени была адресована производителям телевизионных программ, этот материал имеет отношение не только к производителям ТВ-программ, но и, что особенно важно, к потребителям телевизионной продукции.

Речь пойдет, в частности, о действующем и поныне ГОСТ 7845-92, который определяет основные параметры и методы измерений «Системы вещательного телевидения». Стоит отметить, что ряд параметров данного ГОСТа, определяющих качество изображения, таких как, например, полоса пропускаемого сигнала в канале яркости, практически повсеместно не выполняется, но это тема для отдельного разговора. В данном ГОСТе нас интересуют два параметра, а именно использование SECAM в качестве стандарта кодирования цвета и выбор формата кадра с отношением сторон 4:3.

Подставки для цветов

Начнем с самого простого, а именно с возможности уже сегодня перейти на стандарт цветового кодирования PAL .

Вопрос этот поднимался, и неоднократно, с начала 1990-х, но всегда находились противники, выдвигая аргументы вроде «есть у нас бабушки, у которых единственная радость в жизни — посмотреть свою любимую передачу по советскому телевизору «Рекорд» или «Рубин»».

Аргумент весомый, но в настоящее время неактуальный, так как последние телевизоры стандарта SECAM на ЭЛТ выпускались более 20 лет тому назад, а после этого все телевизоры, проданные в России, были мультистандартными или как минимум PAL / SECAM .

А за это время, если они еще не сгорели, их кинескопы настолько потеряли эмиссию, что ни о каких цветах говорить и не приходится, и в лучшем случае они используются как подставки для цветов. Поэтому потребители если и заметят разницу, то только в виде улучшения качества картинки.

Затраты

Теперь с точки зрения затрат телевизионных кампаний. Речь не идет о переходе вещания на стандарт PAL B / G , вполне можно ограничиться на данном этапе и стандартом PAL D / K , принятом, в частности, в Китае.

При этом самая затратная часть такого перехода, как замена или модернизация телевизионных передатчиков, не потребуется. С точки зрения модернизации собственно телевизионного тракта АСБ или других аппаратных, так тут вообще практически ничего делать не придется.

Дело в том, что подавляющее большинство современных аппаратных построены на базе цифрового интерфейса SDI , и только в выходных устройствах перед подачей сигнала непосредственно на телевизионный передатчик применяется преобразователь SDI-PAL/ SECAM, естественно, установленный в режим SECAM, — достаточно просто переключить его в стандарт PAL.

Немногие аналоговые телевизионные комплексы, в основном региональные, построены или по «компонентной» схеме, или по «композитной» в стандарте PAL. В первом случае в качестве выходного устройства используется преобразователь Y/ Pr/Pb—PAL/SECAM, а во втором — PAL—SECAM. В обоих случаях никаких затрат кроме некоторого времени на переключение или обход выходного устройства.

А что скажет «папа»?

И наконец, последнее и самое сложное — организационный вопрос. Технически переход можно осуществить одновременно с плановой остановкой передатчиков на профилактику. Ну, от Министерства связи потребуется самое сложное — издать циркулярное письмо о возможности аналогового вещания в стандарте PAL. При этом нет никакой необходимости разрабатывать отдельный ГОСТ, достаточно внести дополнение в существующий. Кстати, некоторые региональные или кабельные операторы уже и так вещают отдельные каналы в стандарте PAL — есть с чем сравнить!

С 4:3 на 16:9

Решение следующей проблемы существенно сложнее и связано в том числе с российскими условиями, или, если хотите, с особенностями национального характера. Речь идет о переходе формата кадра с 4:3 на 16:9. С одной стороны, за последние пять-семь лет из продажи полностью исчезли телевизоры формата 4:3, с другой — у населения сохранилось и используется достаточное количество вполне современных телевизоров данного формата: если работает, зачем выбрасывать, да и купить новую модель далеко не все могут себе позволить.

Именно последний фактор делает весьма проблематичным одномоментный переход на формат кадра 16:9. Еще одним — и не менее важным — фактором является необходимость аппаратного дооснащения телекомпаний, что может потребовать определенных инвестицией в их техническую базу.

Владельцы телевизоров с форматом экрана 16:9 имеют возможность вручную подстроить требуемый размер изображения на экране. Правда, при этом ухудшается качество картинки и теряется часть информации, как правило логотип и бегущая информационная строка.

Особенно заметно ухудшение качества у телевизоров, подключенных к коллективным и кабельным сетям, источником сигналов для которых являются цифровые спутниковые системы. Возникает парадоксальная ситуация: старые телевизоры 10-20-летней давности сегодня обеспечивают более высокое качество изображения, чем современные (хоть и самые дорогие) модели. Правда, если речь не идет о воспроизведении видеодисков DVD или Blue-ray.

4:2,7

Некоторые компании, каждая по-своему, пытаются решить эту проблему. Так, оригинальное, но не завершенное до логического финала, по мнению автора, решение данной проблемы реализовано «Первым каналом» совместно со специалистами ТТЦ «Останкино». Оригинальность идеи основывалась на том, что практически все пользователи цифровых спутниковых или кабельных каналов для приема сигнала используют специальные приставки, а любая, даже самая примитивная приставка имеет функцию выбора формата кадра.

В зависимости от типа подключенного телевизора остается только выбрать из меню формат кадра. Производство телепрограмм ведется в формате 16:9. На цифровые сети распространения сигнал передается в том же формате — 16:9, а вот для аналоговых сетей используется почему-то формат 4:2,7 , а не 4:3. Вот последнее половинчатое решение и вызывает некоторое недоумение.

Пожалуй, самое простое и оригинальное решение данной проблемы применил канал ТВ 3 (Москва). Там просто расположили свой логотип таким образом, что при любой «растяжке» изображения на экране телевизора 16:9 он всегда остается в зоне видимости.

Letterbox 14:9

И еще одно замечание по поводу размеров изображения. Учитывая гигантский объем различных сериалов и фильмов, изначально снятых в формате 16:9, но для трансляции преобразованных в формат кадра Letterbox 14:9, можно предложить следующее решение данного вопроса.

Телевизионным компаниям можно поэтапно перейти на внутренний формат видеопроизводства 16:9 и в том же формате раздавать сигнал на цифровые спутниковые или кабельные сети распространения сигнала (по примеру «Первого канала»). Для действующих же аналоговых сетей использовать формат кадра Letterbox 14:9.

Зрители все равно уже к этому привыкли, и их практически перестали раздражать черные полосы в верхней и нижней части экрана. А для владельцев телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9 появляется возможность «растянуть» без потерь изображение во весь экран.

Отсутствие выбора?

И в заключение информация приятная и не очень приятная. Согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы», к концу 2015 года должен начаться повсеместный переход на цифровое телевизионное вещание.

С этой целью Минсвязь и РТРС совместно утвердили документ с длинным названием «Технические требования на основные классы абонентских приемников, телевизоров, сам-модулей стандарта DVB-T/T2 с поддержкой технологий системы адресного управления, системы оповещения ГО и ЧС и электронного правительства».

Приятно отметить, что для приемников DVB любого класса обязательна работа в стандарте PAL.

Что вызывает недоумение, так это два взаимоисключающих требования для модуляции сигнала звукового сопровождения. С одной стороны, обязателен PAL G, который подразумевает поднесущую частоту звука 5,5 МГц, строкой ниже видим параметры поднесущей частоты звукового сопровождения 6,5 МГц, что соответствует стандарту PAL D/K.

Особенно настораживает полное отсутствие какого-либо упоминания о возможности выбора форматов изображения 4:3 или 16:9. Приводится только параметр «Разрешение видеосигнала» 720х576, но данный параметр соответствует обоим форматам — как 4:3, так и 16:9. Как уже упоминалось выше, любой, даже самый дешевый, автомобильный приемник DVB-T китайской сборки имеет такую возможность.

Источник: Журнал “625”, 2012г.

Автор: Юрий Киринов