Как организовать беспроводное радиовещание?

Как организовать беспроводное радиовещание?

Сетевая или местная? Аналоговая или цифровая?

Сначала следует определиться с предполагаемым контентом и оценить возможности распространения радиопрограммы в эфир.

Это могут быть ретрансляция государственных радиостанций («Маяк» и т.д.), местные новости и реклама, музыка.

При переходе на цифровое вещание в пакете телепрограмм будут передаваться до 5 радиопрограмм, которые можно будет принимать на спутниковые приемники.

Определитесь с первоначальной суммой затрат и решите, аналоговое или цифровое оборудование вы будете использовать для подготовки радиопрограмм.

Типичный состав аналоговой радиостанции (стоимостью примерно $15 000):

  • звуковой микшер;
  • ПК со звуковой картой;
  • CD-, DVD-плейер (для резерва);
  • MD-плейер для музыкальной подложки диктора;
  • два микрофона: для диджея и для гостей;
  • устройство обработки для микрофонов;
  • телефонный гибрид;
  • выходная система обработки.

Состав более современной цифровой радиостанции аналогичен рассмотренному, но входящее в него оборудование имеет цифровые входы и выходы для обмена оцифрованными звуковыми сигналами. Цифровая радиостанция будет стоить примерно S80 000. После приобретения оборудования нужно будет пройти сертификацию и получить лицензию.

Руководитель ИЦ ВНИИТР, заведующий отделом цифрового вещания
Лаврентий Лишин


Блиц-опрос

Несколько важных обстоятельств

Опыт взаимодействия с радиостанциями показывает, что при планировании организации радиовещания очень часто упускаются из виду несколько очень важных обстоятельств.

Первое: каким образом малобюджетная радиостанция планирует получать основной контент, в который она будет добавлять передачи собственного производства и рекламу?

Второе: каким образом радиостанция будет доставлять подготовленную программу от студии к передатчику?

И, наконец, третье: каким образом радиостанция планирует контролировать качество каналов связи, по которым она получает контент и доставляет свою программу до передатчика, с целью обоснованного предъявления претензий к качеству каналов в случае возникновения конфликтных ситуаций?

Для доставки программ радиовещания нет необходимости строить свои собственные линии связи. Современная каналообразующая аппаратура звукового вещания позволяет осуществлять передачу программ по существующим цифровым сетям связи общего пользования. В целях снижения затрат на аренду канала связи целесообразно использовать каналообразующую аппаратуру, осуществляющую эффективное кодирование (сжатие) цифровых сигналов звукового вещания.

Наиболее распространенным и проверенным на практике является стандарт кодирования ISO/IEC 13818-3. Применение данного стандарта позволяет передавать стереофонический сигнал звукового вещания в цифровом потоке со скоростью от 192 до 256 кбит/с с сохранением качества сигнала, необходимого для FM-вещания. Использование более низких скоростей передачи неминуемо приведет к деградации качества звучания.

Передача сигналов звукового вещания по цифровым сетям связи общего пользования имеет свои особенности. Данные сети ориентированы на передачу телефонии и данных, в то время как цифровые сигналы звукового вещания обладают существенно большей чувствительностью к сбоям в передаваемых битах, чем цифровые сигналы телефонии. Поэтому в аппаратуре передачи сигналов звукового вещания должны применяться методы помехоустойчивого кодирования, позволяющие повысить достоверность передачи цифрового потока.

Цифровой поток сигнала звукового вещания является синхронным, поэтому для его передачи требуются синхронные каналы. Например, цифровой поток сигнала звукового вещания можно передать в 3-4 цифровых телефонных каналах потока Е1. При передаче цифрового потока сигнала звукового вещания по сети Интернет необходимо обеспечить достаточно высокий уровень приоритета этого потока — так, чтобы при передаче он оказался синхронным (то есть при скорости потока 256 кбит/с в каждую миллисекунду передавалось ровно 256 бит). Требования к синхронности можно смягчить, если поставить сглаживающий буфер. Однако при этом возрастает задержка сигнала в процессе его передачи, что осложняет работу в прямом эфире.

Контроль качества передачи сигналов звукового вещания может осуществляться как средствами, встроенными в каналообразующую аппаратуру, так и с помощью специального оборудования.

Начальник отдела цифрового телевидения и радиовещания ФГУП ЛОНИИР (Ленинградский отраслевой НИИ радио)
Александр Синильников


Определить, сформулировать, зарегистрировать

Для начала необходимо определиться с будущей зоной вещания (обслуживания), так как понятно, что сигналы радиостанции будут приниматься не только в районном центре, а также изучить будущую аудиторию радиослушателей (ее состав, преобладающие интересы и т.д.).

Далее — сформулировать концепцию вещания и приступить к разработке бизнес-плана радиостанции.

Зарегистрировать в установленном порядке СМИ и оформить необходимые разрешительные документы.

Важный момент — правильный выбор «площадки» (места размещения) передатчика радиостанции с учетом имеющихся инженерных коммуникаций и рельефа местности — поможет обеспечить требуемую зону обслуживания и сэкономить средства на строительстве антенной опоры оптимальной высоты. При этом вполне возможно, что студия подготовки программ и эфирная аппаратная будут находиться в другом месте. Это означает, что следует предусмотреть организацию дуплексной линии связи между двумя объектами.

Все необходимые технические решения, связанные с организацией радиостанции, являются результатом разработки комплексного проекта радиовещания для конкретного районного центра. Они должны обеспечить нормируемую напряженность электромагнитного поля в зоне обслуживания, непрерывную работу объектов в случае проблем с энергоснабжением, доступность оборудования.

В комплект оборудования аппаратной необслуживаемого передатчика должны входить устройства поддержания микроклимата и автоматические средства пожаротушения. Информация о режимах работы передающего оборудования и состоянии помещения должна передаваться в офис радиостанции в режиме реального времени.

Предпочтение следует отдавать такому передающему оборудованию, которое обеспечивает:

  • автоматическое резервирование за минимальное время;
  • наиболее полный мониторинг рабочих режимов, включая состояние электросети;
  • дистанционное управление;
  • подключение входных сигналов стереопрограммы в формате AES/EBU.

До ввода в эксплуатацию радиостанции следует найти организацию, которая будет осуществлять метрологическое обеспечение. Разумеется, оборудование радиостанции должно быть сертифицировано.

Ведущий специалист НТЦ «Космос»
Сергей Локтюхов


Начните с первой цифры

Если не знаешь,
как поступить,
поступай правильно!
Дэвид Гэммел

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо выбрать компанию, которой можно доверить весь процесс оборудования радиостанции. Совместными усилиями специалистов радиостанции и компании-поставщика следует разработать программу технического оснащения (переоснащения), четко определить временные рамки всех этапов. Обязательно обсудите готовую программу со специалистами других компаний. Если работа экспертов будет стоить денег — не скупитесь: вложенные на этом этапе деньги окупятся очень быстро! Итак, программа написана, план инвестиций готов — приступаем к реализации.

Самый простой вариант, с которого можно начать, — это установка передатчика, компьютера с недорогой звуковой полупрофессиональной картой и системой управления радиовещанием, микшера, микрофона и телефонного гибрида. В принципе можно уложиться в 15-20 тыс. долларов. Здесь стоит заметить, что желательно сразу выбирать оборудование, которое можно будет использовать и при переходе на цифровое вещание. Этот процесс уже начался, и тот, кто сможет быстро и при минимальных затратах в него влиться, займет достойное место в эфире. Уже сегодня на рынке радиовещательного оборудования имеются предложения по передатчикам как АМ-, так и FM-диапазонов с возможностью перехода к цифровому вещанию. Заплатив больше сегодня, можно значительно сэкономить в будущем.

Отдельно следует сказать о системе управления радиовещанием. Сейчас на рынке представлено несколько действительно профессиональных систем, но в то же время появляются системы «для автоматизации радиостанций и дискотек» — поделки талантливых самоучек на базе популярного проигрывателя WinAmp. Привлекательные по цене, они не соответствуют профессиональным требованиям надежности, качества звука и доступным сервисам. Чем может обернуться подобная экономия, если программа постоянно «тормозит» и «зависает»?..

Последующие шаги будут зависеть от выбранной концепции. Например, существует направление, получившее развитие только в последние годы, -создание сетевых студий. Если радиостанция располагается в нескольких помещениях внутри одного здания или в различных зданиях, то имеется возможность организовать обмен звуковыми потоками высокого качества с помощью технологии Liveware™, которая позволяет избежать путаницы с разными типами кабелей (микрофонные, аудио, симметричные / несимметричные, моно / стерео и другие), типами аудиоразъемов (XLR, RCA, DB-9, DB-15, 1/4″ Jack, Mini Jack и другие), заменив все это стандартным Ethernet. Один сегмент сети со скоростью передачи 100 Мбит/с позволяет передавать и принимать по 25 стереоканалов с частотой квантования 48 кГц и разрядностью 24 бита; задержка на один узел составляет менее 1 миллисекунды. При этом в сети продолжается обмен обычными данными и VoIP-пакетами. Специальное программное обеспечение (ПО) позволяет обрабатывать аудиопотоки Liveware™ как аудиоматериал собственной звуковой карты. Кроме того, программа обеспечивает управление работой всей системы, включая удаленные узлы. Эта же схема может быть использована для доставки сигнала до передатчика или для его ретрансляции по наземным сетям. Другой вариант построения сетевой студии связан с применением аппаратуры, поддерживающей технологию mLAN. Эта технология позволяет передавать аудиопотоки по сети на базе спецификации IEEE-1394.

Все более пристальное внимание радиовещатели уделяют качеству звука. Если раньше они соревновались в разнообразии и тематике программ, то теперь нужно, чтобы интересная программа красиво звучала. Достичь этого можно с применением аудиопроцессоров с большим количеством регулируемых параметров. В настоящее время хороший процессор позволяет компенсировать дефекты речи ведущего и гостей.

Интересным представляется появление на нашем рынке передатчиков АМ-диапазона, позволяющих организовать в указанном диапазоне стереовещание. Это передатчики с поддержкой формата C-QUAM™. Вообще следует отметить возвращение интереса к АМ-диапазону во многих регионах.

В общем, если не знаете, с чего начать, начните с разработки концепции вещания и соответствующей ей концепции технического развития. Обратитесь к профессионалам — они помогут!

«Восток Медиа Сервис»
Александр Калабухов


Ключевые этапы организации эфирного радиовещания

Организация эфирного радиовещания — это достаточно сложный и многоплановый процесс, который зависит от целого ряда факторов. Тем не менее в нем можно выделить несколько ключевых этапов, на которые необходимо обратить внимание прежде всего.

Получение всех необходимых разрешений и согласований. В их число входят лицензии на вещание и присвоение частот и другие документы. Значительная часть этих документов проходит через множество инстанций, поэтому процесс получения таких разрешений занимает достаточно продолжительное время. В некоторых случаях присвоение частоты происходит в рамках конкурса, и конкуренцию тоже нужно учитывать.

Размещение передающего комплекса. Он включает в себя приемную часть, радиостудию, передатчик, антенно-фидерное устройство (АФУ). Конфигурация приемной части и радиостудии зависит от тех задач, которые ставятся перед вещателем, и от возможностей его бюджета. Самым простым путем здесь является создание ретранслирующей станции, самым сложным — оборудование собственной радиостудии.

Вслед за этим необходимо определить будущее положение каждого элемента комплекса в отдельности. Наиболее широко распространено размещение передатчика и АФУ на объекте соответствующего РТПЦ. Такой вариант предполагает заключение договора на обслуживание и помогает предотвратить потерю времени на различные расчеты и согласования. При этом доставка низкочастотного сигнала от студии или приемной части ретранслятора к передатчику обеспечивается использованием кабельных или оптоволоконных сетей, радиорелейных линий и других каналообразующих технологий (выбор того или иного варианта зависит от расстояния, конкретных природных и других условий).

Определение характеристик передающего комплекса и выбор производителя или поставщика оборудования с последующей разработкой рабочего проекта и его экспертизы (необходимость экспертизы проекта возникает, как правило, для мощностей более одного киловатта). Мощность передатчика и параметры антенной системы (коэффициент усиления, поляризация и диаграмма направленности) определяют зону покрытия, позволяя выбрать направления максимального распространения радиосигнала (ближайшие населенные пункты, направления основных транспортных магистралей). Это, безусловно, является важнейшим фактором привлекательности коммерческого проекта.

Что касается передающего комплекса, то оптимальным представляется монтаж оборудования всего комплекса (и передатчика, и антенной системы) одним производителем. В таком случае исключается риск технической несовместимости оборудования, и вся ответственность за работу всего передающего комплекса возлагается на одного поставщика.

При выборе антенной системы и передатчика необходимо учитывать следующие факторы:

  • условия поставки;
  • стоимость поставки и дальнейшего использования;
  • качество и надежность;
  • удобство эксплуатации;
  • условия гарантийного и постгарантийного обслуживания;
  • возможность последующей модернизации приобретенного оборудования.

Генеральный директор НПО «Кабельные сети»
Борис Рудник


Комплексный подход к решению задачи

Организацию беспроводного вещания в небольшом районном центре целесообразно выполнять при комплексном подходе к решению этой задачи, по результатам проведения проектно-изыскательских работ (ПИР).

При этом предполагается, что определена программа вещания (федеральная, областная, районная, коммерческая), необходимость вставок других программ и что оператор имеет основные разрешительные документы (лицензию или разрешение на вещание в эфире данной программы и разрешение на использование номинала частоты).

В том случае, если решается задача создания сети радиовещания в совокупности отдельных районных центров региона, перед проведением ПИР должен выполняться системный проект.

В процессе выполнения ПИР решаются следующие задачи:

  1. Производится оценка возможности реализации необходимой зоны покрытия, определяющей необходимую высоту размещения передающей антенны и вид ее диаграммы направленности, а также мощность передатчика.
  2. Определяется возможность размещения передающей антенны на существующих в райцентре или его окрестностях антенных опорах при одновременном контроле зоны ограничения застройки и санитарно-защитной зоны (целесообразно также выполнить оценку возможности создания помех приему телевизионных программ).
  3. Выбирается способ подачи радиовещательной программы на вещательный передатчик.
  4. Выбирается оптимальный (качество/цена) состав оборудования (передатчик, антенна, магистральный фидер). Наличие сертификатов соответствия обязательно.

Далее при использовании результатов ПИР разрабатывается необходимая документация:

  • рабочий проект (при мощности передатчика более 100 Вт) с последующим прохождением отраслевой экспертизы;
  • схема соединений и спецификация радиовещательной станции (при мощности передатчика менее 100 Вт).

В соответствии с разработанной документацией выполняется строительство радиовещательной станции, ее пусконаладка и ввод в эксплуатацию.

Варианты решения задачи подачи программы вещания на передатчик лежат в широком диапазоне: от простейших (когда радиовещательная студия находится в одном здании с радиовещательным передатчиком или когда программа вещания уже доведена до райцентра) до наиболее сложных (когда программа вещания должна включать в себя федеральную, региональную и районную программы).

В сложных случаях способ подачи вещательной программы должен выбираться из оценки наличия каналов подачи, возможности уплотнения существующих каналов связи, возможности строительства радиорелейной линии или спутниковой линии подачи.

Выбор конкретного варианта подачи может быть сделан по результатам анализа конкретных условий.

Начальник сектора ФГУП
Игорь Солодов


Для четкого планирования вещания

Первоочередной задачей при организации беспроводного вещания в небольшом районном центре является получение лицензии на вещание.

Оснащение же самой радиостанции следует начинать с выбора передатчика и согласования его параметров с местными органами связи. Для достижения надлежащего качества звучания целесообразно ввести в состав системы звуковой процессор, который должен иметь компрессор, лимиттер, деэссер и, в оптимальном варианте, стереоэнхансер.

При выборе вещательного пульта нужно обращать внимание на модели, предназначенные для использования в режиме круглосуточной эксплуатации, а не для концертной/студийной работы, а также на наличие в пульте встроенного телефонного гибрида (в противном случае для организации звонков в эфир придется приобрести отдельное устройство, что повлечет за собой дополнительные расходы).

В качестве основного музыкального источника целесообразно использовать вещательный микшер с установленным на него специализированным программным обеспечением. Это облегчит работу персонала компании и обеспечит возможность четкого планирования вещания.

Выбор остального звуковоспроизводящего оборудования определяется приоритетными форматами звуковых носителей (CD, MD, CF, СС и др.).

В состав студии должны войти приборы акустического контроля, в том числе контрольные мониторы и головные телефоны. Микрофоны также должны быть предназначены для студийной работы, причем предпочтение следует отдавать тем из них, которые рекомендованы производителями для применения на радиостанциях.

При выборе студийной мебели и микрофонных стоек следует исходить из возможности максимальной экономии пространства, удобства работы ведущего, а также из возможности комфортного размещения гостей в студии. Так, для радиоведущего наилучшим выбором будет микрофонная стойка типа «пантограф».

При выборе кабелей и разъемов лучше отдавать предпочтение продукции известных фирм-производителей.

Менеджер компании Valex Engineering
Андрей Варламов


Начните с проекта!

Допустим, что ваша частота уже разработана, лицензия на вещание имеется, а передатчик и антенна ждут своего часа. Самое сложное позади, и дело осталось за малым — впереди оснащение студии.

Как правило, небольшие радиостанции располагают всего двумя студиями: эфирной и студией подготовки. Первая используется для формирования эфира радиостанции: там работают ведущие, туда приходят гости и там же принимаются звонки от слушателей.

Обычно оборудование эфирной студии включает в себя:

  1. Радиовещательный микшерный пульт (как правило, имеет 2-3 микрофонных входа, 3 и более стереовхода и 1-2 канала для подключения телефонных гибридов). С точки зрения надежности к радиовещательному микшеру предъявляются повышенные требования: он должен работать без сбоев круглосуточно и круглогодично. А в случае аварии технические службы должны иметь возможность заменить неисправные части без остановки эфира — и здесь как раз выручает модульная структура пульта.
  2. Станцию автоматизации эфира, которая обычно представляет собой компьютер с установленным на него программным обеспечением автоматизации и дополнительным специализированным оборудованием. В настоящее время компьютерные станции используются как основной источник эфира радиостанции (будь то музыка, заранее записанные программы или реклама), и поэтому к ним также предъявляются повышенные требования надежности.
  3. Телефонные гибриды. Эти устройства позволяют вывести сигнал с обычной телефонной линии в прямой эфир. Они незаменимы на любой «живой» радиостанции.
  4. Проигрыватель компакт-дисков. Некоторое время назад этот проигрыватель был главной «рабочей лошадкой» любой радиостанции, но с развитием компьютерных технологий отошел на второй план. Тем не менее для обеспечения резервного вещания как минимум один проигрыватель в студии должен находиться.
  5. Эфирный (он же FM-) процессор. Это устройство позволяет сделать звучание станции ровным, насыщенным и особенным — а значит, узнаваемым.
  6. Специализированную технологическую консоль.

 

Первое, что бросается в глаза гостям в эфирной студии, — это студийная мебель (и только потом все остальное). И если для вас важно произвести хорошее впечатление, то консоль вам необходима.

Студия подготовки используется для записи рекламы и программ — здесь работают один-два звукорежиссера и приглашенные актеры.

Оборудование этой студии обычно включает микшер, монтажную станцию и несколько микрофонов. В тех случаях, когда студия не используется, она может служить резервной эфирной.

Что касается подбора, монтажа и настройки оборудования, то здесь есть всего два варианта: делать все самостоятельно (в том числе при помощи друзей, коллег или знакомых) или обратиться к профессионалам, специализирующимся на системной интеграции в области радиовещания, которые подготовят проект, порекомендуют, установят и настроят оборудование. Разумеется, это потребует дополнительных вложений (сегодня такие услуги стоят минимум 2-3 тысячи долларов), но достоинства такого подхода очевидны:

  • конечная стоимость переоснащения известна на начальном этапе;
  • вы контролируете процесс оснащения/переоснащения на всех этапах;
  • техническое обслуживание в процессе эксплуатации значительно упрощается;
  • вы не станете заложником техническим служб, строящих «под себя»;
  • модернизация производится в кратчайшие сроки и с минимальными хлопотами;
  • наконец, вы освобождаете время и силы для дел более глобальных и стратегических.

 

Тем не менее если вы все-таки решили произвести оснащение/переоснащение собственными силами, то обязательно начните с проекта! Кажущаяся поначалу сложность стократно окупится в дальнейшем.

Matrix Engineering Group
Игорь Петров

Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #4, 2005

Добавить комментарий